Аполлон

May 17, 2015 02:33

Аполло́н Бельведе́рский - мраморная статуя, римская копия более раннего бронзового оригинала, вероятно работы древнегреческого скульптора Леохара. Который был, ни много ни мало, придворным скульптором самого Александра Македонского (ок. 330-320 до н. э.). Делал ему хризоэлефантинные (то есть из золота и слоновой кости) портреты членов семьи. А потом ещё участвовал в оформлени Галикарнасского мавзолея - куда там Зурабам нашим Церетели.

[Подробнее об Аполлонах]Сама оригинальная бронзовая статуя Леохара, времен поздней классики (где-то 330 до н.э.), до наших дней не сохранилась. Когда была сделана римская мраморная копия, специалисты спорят до сих пор, а нашли её  на вилле Нерона в Антии (совр. Анцио, Италия), причём тоже не очень понятно когда - между 1484 и 1492 гг. При Римском Папе Юлии II, в 1506, Аполлошу поставили в антикварии в ватиканском саду Бельведер, в связи с чем он логично получил название Аполлона Бельведерского. В XVI - XVIII вв. был он страшно популярен и прославлялся всячески как совершенное творение скульптуры (несмотря на двойной аполлонский подбородок и странноватую причёску бантиком).

Интересно, что в оригинале никакого пня у Аполлона не было, его додумал безымянный римский копиист. Когда статуюю нашли в 15 веке, у неё были напрочь отбиты руки. Поэтому итальянский скульптор Дж. Монторсоли, ученик Микеланджело, их просто приделал  по своему вкусу где-то в 1550-х годах. Причём, как выяснилось, концептуально не вполне правильно. Скорее всего изначально в левой руке был лук, а в правой - лавровая ветвь, остатки которой сохранились в копии на пне (на что микеланджеловский студент внимания не обратил). Но было уже поздно. Внимательнее надо быть с Аполлонами.




(слева - тот, который в Риме, справа - тот, который у нас в Летнем саду, уже с руками и с фиговым листочком)

"Фигура построена смело и оригинально. Аполлон как бы появляется из глубины пространства. Все его тело в движении. Ниспадающая сзади и переброшенная через руку мантия создавала фон для высокой стройной фигуры. В отличие от более статических фигур высокой классики идеал божества IV в. до н.э. - это динамика и смелый порыв. Облик Аполлона чрезвычайно элегантен. Обращает на себя внимание его пышная, изысканная прическа с завязанным бантом наверху. Отсюда недалеко до холодного аристократизма и манерной вычурности, но статуя Аполлона Бельведерского сохраняет равновесие между широким обобщением и мелочной детализацией."

"Отец истории искусств" Иоганн Иоахим Винкельман видел в ней "высший идеал искусства среди всех произведений древности":



"Статуя Аполлона есть высший идеал искусства между всеми произведениями, сохранившимися от древности. Художник создал его вполне по своемуидеалу и взял для этого лишь столько материала, сколько нужно было для осуществления его цели и видимого ее выражения. Аполлон этотпревосходит все другие статуи с тем же сюжетом настолько, насколько Аполлон Гомера выше и прекраснее Аполлона последующих поэтов. Рост его выше обыкновенного человеческого, а вся поза выражает преисполняющее его величие. Вечная весна, как в счастливом элизии, облекает его обаятельную мужественность, соединенную с красотой юности, и играет мягкой нежностью на гордом строении его членов. Художники и зрители! Идите мысленно в область бесплотной красоты и попробуйте сделаться творцом небесной природы, чтобы наполнить дух красотами, возвышающимися над вещественной природой; здесь нет ничего смертного или такого, чего требует человеческая скудость. Не кровь и нервы горячат и двигают это тело, но  небесная одухотворенность. Разливающаяся тихим потоком,наполняет она все очертания этой фигуры."


Нам тоже достался кусочек Бельведерского Аполлона. В народе известного как "Аполлоша с бантиком". В виде постановочного натюрморта к окончанию занятий по акварели в этом году (не то чтобы их было сильно много, но парочка была). Самое трудное в рисовании Аполлоши - чтобы он не вышел совсем уж похожим на девочку. Потому что, когда в наличии имеется одна аполлонья голова, без первичных половых признаков, то вид у него становится ну совсем голубоватый. Губки пухлые бантиком, глазки томные такие, щёчки круглые, двойной подбородочек, причёска опять же не самая традиционная.
[Процесс]



В общем, в процессе получалась, судя по ехидственным замечаниям ЕвгеньИваныча, то девочка с персиком, то портрет Лии Ахеджаковой. Но в конце концов, в итоге неравной борьбы с тов. Бельведерским, я его таки победила. Причём ещё и акварелью, что лично для меня подвиг вдвойне. Поскольку акварель я боюсь и не понимаю.

[...и результат]



Акварельная бумага А2, акварель. ~6 часов работы и не менее семи чашек ракетного топлива.

Я так считаю, что я молодец.

удивительное рядом, фотки, художество

Previous post Next post
Up