May 27, 2011 23:05
детский дом,
полиция,
неполная семья,
зло,
честные люди,
любовь к животным,
бережное отношение к природе,
добро,
служители церкви,
ювенальная юстиция,
детство,
приют,
дружба,
цитаты,
борьба за справедливость,
крапивин,
семья,
ценность семьи,
дети,
сиротство,
фантастика,
Крапивин,
преемственность поколений,
чиновники
Leave a comment
И на ранних книгах Крапивина вырос. Не со всем там можно согласится, о чем-то хотелось бы спорить, но там была искренность, была мера что ли, баланс описанного добра и зла, и был при всей даже нагнетаемой ситуации (и это нормально, должны быть враги, приключения, опасности и трагедии даже) был свет.
Хотя поклонникам СССР тоже не нравилась его подача той бюрократии, идеологии и т.д. Но при всем при том там была надежда, свет.
Еще раз скажу, что севастопольские его книги были наверное очень созвучны моему восприятию.
И радовало, что Крапивин не пошел на смакование "гадостей 90-х", оставался светлым автором.
Поэтому и расстроила так данная книга. Напиши ее какой-нибудь там Ерофеев, Сванидзе или еще какой ненавистник русского народа - да махнул бы рукой и даже поднимать на книжной полке или качать в инете не стал бы, а тут Крапивин - имя, эпоха, целый мир именно русской детской литературы... но и в этот мир пришло какое-то уже разочарование, надрыв, брюзжащее такое недовольство что ли, или стремление не отстать от "острых тем" или боязнь прослыть консерватором или, "русским фашистом".
Нет, не спорю, что Крапивин уже создал столько замечательных книг, что отойди он от литературной деятельности, все равно останется великим писателем.
Но вот может стоит отойти во время, когда нет того чувства светлого уже. А его там нет. Осталось мастерство пера, умение вызывать сопереживание, негодование, диалоги выстраивать... но за этим какой-то схематизм уже, нарочитая предсказуемость и нравоучительность прослеживается, мол, не может учитель, священник или правоохранитель быть хорошим. Не может и все тут. А правозащитник всегда хорош и свят. Вот выглянешь на улицу, а там наоборот. Происходи действие в каком-нибудь очередном Средиземье - согласен - воля автора кого орками, кого эльфами назначить, но тут то черными красками показана именно возрождающаяся Россия, даже Империя, возрождающаяся церковь. Мол плохо это все, патриотизм какой-то, традиции, запреты взрослых, а вот свобода как самоцель, стремление быть вечно несогласным... какой-то уже инфантилизм. И вот эта обида, нарочитость, схематичность выглядит то ли как усталость, то ли как заказ. И как-то не хочется уже новые книги автора открывать - боязнь большего отторжения и большего разочарования, и как раз стремление перечитать прежний севастопольский цикл автора - светлый и добрый.
Reply
Всё понимаю. Но... что же поделать, что я лично живу не в возрождающейся России и с отнюдь не возрождающейся церковью. Сколько раз ловила себя на мысли, что в Севастополе не стыдясь прошлась бы с "Ритуалом" под флагами (наоборот, с гордостью!) А у себя в России - мне стыдно... Потому что ассоциации у меня не с Великой Страной (какие в Севастополе всплывают совершенно органично), а с другими вещами. Например, с одной бессовестной российской партией, которая всех покупает. Это не наговор, а то что пришлось испытать лично мне и моим коллегам. Проводим конкурс среди читателей - наша идея, наши планы. Нет, говорит партия, мы вам даем тысячу рублей (250 гривен) - везде пишите, что конкурс проводится под нашей эгидой и чтобы везде была наша символика!
А как мне было стыдно, когда у нас в России на вокзале, молодой милиционнер с оловянными глазами, проверяя у Шикамамы паспорт, выдал: "Севастополь. Значит, вы - представитель иностранного государства..."
Какая церковь, как я могу уважать священнослужителей, один из которых на отпевании достает мобильник и продолжая помахивать кадилом вокруг покойного ведет телефонный разговор?... Или местная православная церковь, приглашая детей в воскресную школу, заманивает их занятиями рукопашного боя? Да много других примеров могу привести... Но не встречался мне (может, пока?) истинный священник.
Поэтому как и у Крапивина - и у меня в реальной жизни "разочарование, надрыв, брюзжащее такое недовольство..." Это вы в точку!
И про погоню за "острыми темами", в которой вы подозреваете Владислава Петровича... Когда Наркоконтроль наехал на мою бывшую библиотеку, чтобы НЕЗАКОННО изъять книги и я написала об этом пост-протест в своем ЖЖ, нашлось много людей, которые обвинили меня в самопиаре, погоне за "топом" (если я правильно выражаюсь), и что самое обидно - во лжи. До сих пор отмыться не могу, хотя лжи с моей стороны не было ни капли. Потому что за очень редким исключением практически НИКТО не встал на мою защиту... Извините, может, я не в тему это пишу, но я просто объясняю, что вот это чувство - неудовлетворенности и разочарования в людях - оно в нас есть... Но и надежда есть. И у Крапивина в "Тополятах" она есть. Потому что есть хорошие люди, есть друзья, есть Севастополь.
Reply
Я не идеализирую РФ, страна больна, серьезно больна. От знакомых русских национальных активистов узнаю очень много мрачного - коррупция, казенщина, бюрократия, криминал, засилие кавказцев... Но другой Родины у нас нет. Вот мы в Севастополе и в Крыму это остро поняли, находясь в оккупации. Вообще русские вне России - на Украине, в Прибалтике, в Азии - острее чувствуют чего они лишились. И да - у нас русская символика это гордость за нашу Родину, историю и протест против прозападной украинской власти, не желающей воссоединения.
Власть плоха. И в РФ. Но то, что она делает хорошего, нужно поддерживать. А оппоненты власти куда хуже - все эти несогласные, поборники растления детей, гей-парадов, свободной наркоты, западного образа жизни. И вот эти люди, враги не только власти, но народа русского, они как раз себя называют правозащитниками. А среди тех, кто что-то хорошее остаивает как раз православные священники и верующие, те же отставники, казаки, организаторы патриотических и православных клубов и лагерей (да, что плохого в православном клубе единоборств при воскресной школе?). А в книге они все плохи. как плоха идея Империи, а хороши некие правозащитники, которые учат чему? Вот это неясно из текста? Потакают детским обидам и капризам - мол вы дети правильные, не слушайте взрослых, ведите себя как хотите... какой-то "праздник непослушания".
Да, Владислав Петрович верит в добро и в чистые детские души. И это прекрасно. Но вот только без позитивной опеки, без воспитания, без примера хорошего могут вырасти или маугли какие-то, либо в пределе негатива малолетние гвардейцы африканских революционных вождей, которые в 12-14 лет легко убивают, легко потребляют наркотики, но считают, что они борятся за какое-то новое будущее...
Поэтому подталкивать детей вот так, что все у взрослых плохо, их ценности вам чужды, устарели, а вы мол идите к свободе (а поведет вас кто - ну вот несогласные из числа взрослых как раз) - очень мрачно выглядят...
Вот это расстроило и насторожило.
А надежда есть. Без нее нельзя, как есть история, наша память, наша гордость, наш народ, и каждый честный хороший человек на своем месте будет способствовать возрождению единой и неделимой православной русской России. Непременно с Севастополем (а милиционера, который наш город считает иностранным государством найдем и депортируем в Сомали :)).
Reply
Мои прадедушка и прабабушка были немцами, которые вместе с Э.Тельманом боролись против фашизма в Германии. Переехали в 30-е в СССР и стали служить этой стране верой и правдой. Православными, конечно, не были, но в страну вложили всю душу. А в 37-м их посчитали шпионами и расстреляли... И вот эта лёгкость, с которой люди решают в какого бога верить в России, кого считать "несогласными" и неправыми, мне очень не нравится. И поскольку я не верю в бога, мне вроде как тоже в православной России не место, по вашим соображениям?..
Всё дело в том, что каждый случай очень конкретен. Конкретный священник, конкретный представитель казачества, конкретный руководитель патриотического клуба, конкретный ребёнок. Как можно переносить прочитанное в книге на всех?.. В конце книги, кстати, настоятель городского собора по ТВ сам обличает ювенальное зло.
Reply
И да - что-то хорошее тоже делает. Раз работают школы, больницы, транспорт, строятся корабли и машины, работают атомные станции, солдаты и силовики охраняют порядок, восстанавливаются храмы, памятники, создаются музеи и т.д.
А зло далеко не все от власти, а и из-за границы часто, от криминала, от врагов русского государства и русского мира.
И власть сегодня лучше, чем тех, в 37-м году, которые вытравливали все русское, все человеческое и навязывали свое, которые убивали очень легко и увы не за преступления, а за честь, ум, совесть и т.д.
Не стоит передергивать, в дореволюционной православной России мирно и процветающе жили мусульмане, католики, буддисты разных народов, лишь бы они соблюдали законы, уважали Империю, белого царя и русскую веру, лишь бы платили налоги и защищали страну, а страна учила, лечила, защищала их. И многие из них себя сами считали русскими и были русскими как грузин Багратион и немец Тотлебен.
Каждый случай конкретен, но есть такое понятие как идеалы, традиции, история, вера. Если они есть - то человек по крайней мере может по ним жить, если не врет, не притворяется, а когда голый либерализм и вседозволенность, то откуда там свет?
Вот о чем речь. А в книге не только все представители Империи плохи и веры, но и сама Империя, сама церковь, сам патриотизм, а альтернативной идеи нет, что-то очень абстрактное про то что все дети хорошие и видят лучше чем взрослые (а как же хулиганы и подонки юного возраста из других книг Крапивина - они же тоже есть как и подонки взрослые, и взрослые герои и подвижники). И вот это грустно и выглядит как удар по русскому миру.
Reply
больницы, в которых чтобы лечиться, нужно сначл банк ограбить транспорт, строятся корабли и машины, возможно. Не мне судить, сколь они конкурентоспособны н мировом уровне. работают атомные станции, и прорывает ГЭС, обваливаются давно не укреплявшиеся шахты
солдаты и силовики охраняют порядок, когда и порядок. А когда и беспорядок. Смотря кто проплатил ту охрану.
восстанавливаются храмы, помню, где-то звучало: "Фонд Юрия Деточкина "Украл миллион - поделись с детьми". Тут уж не знаю чьего имени, но под девизом: "украл лям - пожертвуй на храм. Украл 10 лямов - с тебя строительство храма." (И ты с боженькой в рассчёте.) Вот и растут как грибы. Индульгенции отдыхают.
памятники, Петру Первому в Москве, матрососолдат у нас,... чо там ещё наваяли под откаты? создаются музеи и т.д. Видимо, на их строительстве тоже кто-то наживается. Зато многие уже имеющиеся прозябают. Как и прочие "очаги культуры".
А зло далеко не все от власти, а и из-за границы часто, от криминала, от врагов русского государства и русского мира. Угу. Только не через "мистерДжонЛанкастерПека" и не через "масонаЦиперовича" а всё через ту же многоликую и продажную власть. Которой по большому счёту накласть на "свой" народ, "лишь были б жёлуди"
И власть сегодня лучше, чем тех, в 37-м году, которые вытравливали все русское, все человеческое и навязывали свое, которые убивали очень легко и увы не за преступления, а за честь, ум, совесть и т.д. О, да! Сейчас только за преступления мочат! И перед каждым убийством долго мучаются совестью!
На мой взгляд, в 30-е человеческого было поболе, чем сейчас. Вот сейчас подумала, что стукач, закладывавший не ради выгоды, а "за идею", считавший, что приносит этим пользу, мне милее, чем нынешняя масса "ничегоневидяших, ничегонеслышащих мояхатаскрайщиков".
...а когда голый либерализм и вседозволенность...
А в книге не только все представители Империи плохи и веры, но и сама Империя, сама церковь, сам патриотизм... Вот я всё пытюсь понять, как Вам удётся читать в книге прямо противоположное тому, что там написано?
Мне кажется, что я начиню догдываться.
У каждого из нас есть свой багаж личного опыта. И чем он больше, тем сложнее воспринимать что-то новое. Мы уже всю вновьпоступающую информацию невольно сравниваем с уже имеющейся, как-то сортируем. Потому что многое "уже было". И первым делом сравниваем с тем, что ближе, привычнее. Что-то, редко "вынимавшееся из багажа", подзабываем. Иными словами, ассоциируем с тем, на что мы сейчас "заточены".
Не то чтобы у Вас не было в жизни того, что увидела и вспомнила, читая эту книгу я или olvia_08, или ts_orsk. Или то что хотел передать автор. Но, видимо, это для Вас было неактульно, вот и осталось в дальних углах памяти и не всплыло при прочтении.
Может, я ошибаюсь. Или неверно излагаю. Сюда бы психолога. Очень хочется понять, как это так выходит?
Наверное, зря я сказала, что лучше не читать книгу, если не понятна? Наоборот, раз это непонятно, наверное, стоит постараться понять? Важные это вещи.
...а как же хулиганы и подонки юного возраста из других книг Крапивина - они же тоже есть как и подонки взрослые, и взрослые герои и подвижники Есть. Но тут на их не делается акцент. Вы и не зметили мальчишек, хотевших убить Лиску, "старшаков" в интернате.
Кстати, интересно, откуда автор узнал это слово, раз давно не "крутится" в детской среде? Или я его поздно услышала?
Но у меня и раньше было общение с интернатскими. На кружок ходили. А не слышала. А этой осенью пацанчик лет 10 с соседнего двора на мой вопрос "Где такими шикарными синяками разжился?" (думала: упал)весело ответил: "Старшаки в школе с ноги обработали!". Поинтересовалсь, какая школа, оказалось - 3 интернат.
Reply
Leave a comment