Оригинал взят у
oldcolor в
О реставрации снимков Прокудина-ГорскогоСегодня, 1 июля, как оказалось, отмечается день реставратора. Хотя моя основная профессия далека от этой деятельности, вот уже несколько лет мне приходится заниматься восстановлением снимков Прокудина-Горского, поэтому я с полным основанием могу причислить себя к реставрационному цеху. Могу также утверждать, что к настоящему времени компьютерное восстановление старых цветоделённых снимков вполне превратилась в самостоятельное направление реставраторского дела, как ремесла, искусства и науки.
Этот новый вид реставрационной деятельности характеризуется следующими основными особенностями:
1) Объектом реставрации всегда является не оригинал, а его цифровая копия, поэтому у каждого произведения (снимка) может быть неограниченное число реставраторов и вариантов реставрации, можно безнаказанно экспериментировать;
2) Ввиду первой особенности этот вид реставрации носит, во-многом, любительский и инициативный характер. При этом непрофессионалы нередко добиваются довольно высоких результатов.
3) Реставрация осуществляется современными компьютерными программными средствами, это технологически новый вид реставрационной работы, однако никакие программы не могут заменить собственного искусства и кропотливого труда реставратора.
Как известно, до нас дошло 1902 цветоделенных пластины из коллекции Прокудина-Горского. Прежде чем попасть на хранение в Библиотеку Конгресса США, они совершили долгую Одиссею из революционного Петрограда, несколько лет пролежали в сырых подвалах в период фашистской оккупации Парижа. В результате почти все негативы в той или иной степени повреждены, некоторые испорчены до полной несмотрибельности. Те красивые и яркие "картинки". которые последние 10 лет не перестают восхищать людей на форумах - как правило, результат серьёзной реставрации.
В качестве крайнего примера серьёзности проблемы можно привести вид снимка с Петрозаводским портом (1916 г.) до и после реставрации:
Реставрация требуется по следующим причинам:
1) Необходимо точное сведение цветовых слоёв, поскольку из-за деформации пластин простое наложение кадров друг на друга не даёт точного совпадения.
В целом, это довольно ординарная техническая задача, однако настоящую проблему представляет сведение тех частей снимка, которые двигались во время экспозиции (например, голов людей). Конечно, "шевелёнку" листвы, воды и мелких фигур никто не будет устранять, поскольку это практически невозможно, да и не мешает художественному восприятию снимка. А вот вертящиеся головы некоторые умельцы пытаются "собрать", в т.ч. с помощью весьма сложных программ по трехмерному моделированию.
Лично я брался изредка лишь за относительно несложные случаи с линейным смещением.
Например, на снимке Прокудина-Горского с двумя охранниками Мурманской ж.д. (1916 г.) я, в порядке эксперимента, попытался свести собачью голову и руки Сергея Михайловича:
В принципе, эта непослушная собачья голова, которую профессор пытался удержать во время экспозиции, не особенно мешает восприятию снимка и даже придаёт ему некий динамизм (поэтому в базу восстановленных работ были внесены оба варианта).
Группа дефектов съемки:
2) Из-за неправильной выдержки одно или более кадров тональность цветного изображения "поехала" (например, в красноту);
Это очень типичный дефект и обычно он устраняется без проблем за пять минут. Однако иногда встречаются какие-то очень серьёзные и трудно объяснимые цветовые искажения, с которыми приходится повозиться. Например, в случае со снимком порога Медведец на Свири (1909 г.):
3) У снимка была в целом избыточная (реже - недостаточная) выдержка, он пересвечен (или слишком тёмный);
Например, на этом пересвеченном снимке Суздаля за серой пеленой неба скрывались довольно красивые облака:
4) Имеются засветы (или затемнения) по краям снимка;
Это массовый дефект, его исправление, в принципе, не является особенно сложной задачей.
5) Имеется "провал" глубоких теней.
Эту проблему, в частности, пришлось решать при восстановлении снимка торговца лепешками в Самарканде (1912 г.), помимо исправления тональности:
Группа приобретенных дефектов (возникших при хранении):
6) многообразные повреждения эмульсионного слоя (трещины, потёртости, следы плесени, крапинки и большие пятна), число которых может достигать нескольких тысяч на пластину.
Если задаться целью вычистить каждую крапинку, реставрация снимка может занять целый день, а то и несколько дней. Конечно, если снимок нужен в большом формате для выставки, эту работу всё же придётся проделать.
Несмотря на трудоёмкость, устранение дефектов эмульсионного слоя обычно является несложным рутинным процессом. Правда, бывает, что повреждения достигают такой критической массы, что реставрация снимка на качественном уровне становится практически невозможной. Например, несколько недель экспериментов с восстановлением этого снимка Боржоми так и не дали удовлетворительного результата:
То, что из этого получилось, всё же решил, скрепя сердце, включить в
базу восстановленных снимков.А вот снимок Челябинска (1909 г.) удалось таки "вылизать" до вполне приличного состояния:
7) трещины самой пластины;
Например, на этом снимке крепостной стены в Смоленске (1912 г.) помимо восполнения недостающего фрагмента пришлось "зашивать" многочисленные трещины разбившейся пластины:
8) утрата частей пластины, иногда целого кадра (одного из трёх).
Утраченные фрагменты иногда удаётся восстановить по контрольному отпечатку в альбоме (если он вдруг совпадёт именно с повреждённым кадром), как в случае со снимком Новоафонского монастыря (1904 г.):
В худшем случае цвета в месте недостающего фрагмента приходится подгонять по соседним участкам или даже домысливать.
На этом снимке Ростовского кремля третья часть пластины была утрачена целиком, однако её удалось заменить отпечатком из контрольного альбома, сделанным, по счастью, с того самого утраченного третьего кадра:
Иногда у снимков Прокудина-Горского обнаруживаются и другие проблемы, которые не вписываются в вышеприведенную классификацию (например, перепутан порядок цветовых каналов) и природу которых даже трудно представить.
Все эти дефекты вместе и по отдельности дают бесконечное множество индивидуальных случаев, поэтому каждое изображение приходится "лечить" особым путём.
К сожалению, иногда повреждения бывают столь серьёзны, что их практически невозможно полностью устранить, поэтому даже самая кропотливая реставрация уже никогда не даст полноценного качества, как например, в случае со снимком покоса близ реки Шексны:
В
оригинальном разрешении видно, что изображение осталось довольно размытым.
Однако устранение всех указанных дефектов является только "технической" частью реставрации. Есть ещё и творческая часть - придать снимку максимальную выразительность, раскрыть всё, что заложено в негативе, выбрать определённую тональности, которая придаст фотокартине определённое настроение.
Каждый энтузиаст, берущийся за восстановление снимков Прокудина-Горского, решает эти творческие задачи по своему.
Некоторые стараются приглушить цвета оригинала, которые им кажутся слишком яркими и неестественными,
другие наоборот - подчеркнуть яркость и глубину красок, сделать фотокартину праздничной, феерической.
Лично я больше склоняюсь ко второму варианту, ведь снимки Прокудина-Горского это настоящий праздник для глаз и для души, они как проявление настоящего Чуда всё-таки должны быть несколько ярче обычных. Но и злоупотреблять яркостью, эффектностью, резкостью изображения я не хочу, поскольку крайне важна реалистичность восприятия. Поэтому свою художественную позицию относительно реставрации прокудинских снимков я бы назвал "идиллическим реализмом" :-)
Первыми реставраторами снимков Прокудина-Горского стали, закономерно, американские специалисты (WalterStudio), которые по заданию Библиотеки Конгресса США в 2001 г. восстановили 122 снимка для выставки "Империя, которой была Россия".
Именно по этим первым работам реставраторов мир узнал и оценил творчество С.М. Прокудина-Горского.
Уже в 2002 г. к этому делу подключились первые российские энтузиасты, которые даже создали с этой целью коллективный "Народный проект". Тогда это было вдвойне сложной задачей, вдь энтузиастам приходилось скачивать по медленному ("телефонному") Интернету файлы tiff весом в 70 мегабайт. Из соображений удобства пользователей с медленным Интернетом отреставрированные снимки выкладывались в "Народном проекте" в сильно облегчённом (ужатом) виде, что не давало возможности в полной мере оценить высокое качество изображения и рассмотреть детали.
С появлением быстрого Интернета электронные копии снимков Прокудина-Горского стали реставрироваться и выкладываться в Сети уже в оригинальном разрешении.
Несмотря на усилия различных энтузиастов, в настоящее время восстановлены в общей сложности едва ли половина всех снимков коллекции Прокудина-Горского.
В
базе данных проекта "Наследие С. М. Прокудина-Горского на сегодняшний день имеется 637 восстановленных снимков, включая варианты реставрации (без учёта вариантов - несколько менее 600). База пополняется почти каждый день.
Так что все интересующиеся могут практически в режиме реального времени наблюдать за продвижением этой работы (кстати, в карточке снимка имеется и оригинальный вариант для сравнения).