Курортный бульвар.
Одна из самых известных улиц года - Курортный бульвар. Он начинается у Дома связи и доходит до северного входа в Нарзанную галерею. За свою двухвековую историю бульвар менял своё название семь раз.
1. В начале ХIX века здесь проходил завершающий участок дорого от Горячих вод на Кислые. По замыслу генерала Г.А. Емануеля вдоль этой дороги планировалось размещение первых кварталов нового курортного поселения. В 1836 году архитектором Джузеппе Бернардацци был спроектирован прямолинейный бульвар длиною в 200 сажень (приблизительно 427 метра). Сметные расчёты были утверждены, и скоро сумма почти в 1600 рублей ассигнациями была выделена из средств собираемых с посетителей за пользование ваннами.
2. Работы по разбивке бульвара начались 24 августа 1836 года и продолжались до июля 1837 года. Во всю длину бульвара по обе стороны учёный-садовник Людвиг Джерсей осенью 1836 года посадил 400 деревьев. По существовавшим правилам между двух тополей сажалось одно липовое дерево. В создании бульвара участвовали солдаты 3-ого Кавказского линейного батальона, по полсотни человек ежедневно. Официально всякие работы были прекращены осенью 1841 года, когда он был обнесён барьером. Но, к середине 1840-х годов значительная часть деревьев, в основном лип, не прижилась и засохла.
3. В 1847-48 г.г. поредевшие посадки были обновлены и высажено 200 крымских (бельбекских) пирамидальных тополей и 100 лип. Таким образом, число высоких тополей стало вдвое больше. По этой причине Курортный бульвар и получил своё название - Тополевая аллея, которое носил до начала советского времени.
4.
5.
6. В конце XIX столетия бульвар и идущие от него по сторонам проезжие дороги были замощены, а в 1915-16 г.г. - асфальтированы. Интересно, что благоустройство аллеи возлагалось на владельцев ближайших усадьб. Они с пониманием относились к подобному обременению, и если не могли выполнить работу сами, то платили Управе нужную сумму.
В 1904 году по восточной дороге Тополевой аллеи были проложены рельсы грузового трамвая, который функционировал и в советское время.
7.
8.
9.Трамвайная система в городе была исключительно грузовая. Просуществовала она с 1904 по 1966 год. По узкоколейное колее (1000 мм.) бегали деревянные вагончики с платформами, питались они от контактного провода. Предназначалась система для перевозки стеклянной тары для нарзана. Линия начиналась от маленького заводика примыкавшего к нарзанной галереи и заканчивалась у склада товарной станции Минутка. В 1966 году для нарзанного завода построили новые корпуса около склада и необходимость в перевозки бутылок отпала - трамвайную систему в городе закрыли.
После установления Советской власти Тополевая аллея получила название Советского проспекта. Во время масштабной реконструкции центра Кисловодска в середине 1930-х годов опасные гигантские тополя и другие деревья были спилены и выкорчеваны, а аллея превращена в расположенную по её оси цепь огромных цветочных клумб.
10. Открытка 1932 года.
11. Советский проспект был переименован в проспект имени Сталина. Теперь здесь цветники с ковровыми растениями и скамейками для отдыхающих. Напротив здания Главных нарзанных ванн появится памятник вождю.
12. 1939 год.
13.
14.
15.
16. После осуждения "культа личности" проспект получит новое название - проспект Мира. В 1957 году в скверах были установлены памятные бюсты видных большевиков - Дмитрия Тюленева и Ксении Ге. Открытка издательства Министерства связи СССР. Фото В.И. Панова, 1961 год.
17. Открытка издательства фабрики офсетной печати, 1964 год.
18. В честь юбилея Великой Октябрьской революции проспект Мира был переименован в проспект имени 50-летия Октября. Открытка 1981 года.
19.
20.
21.
22.
23.
24. Сейчас это Курортный бульвар. Место, где сконцентрирована вся жизнь города. Здесь празднуют праздники, встречаются, влюбляются, гуляют с детьми.
25.
26.