Aug 27, 2010 21:24
И в этом году, как и в прошлом мы втроем съездили на стажировку в Тессэ (Шаранта 16) во Франции. Когда-то, в далеком 1997 году, мы с Аленой и присоединившимся к нам впоследствии Алешкой, поставили себе цель найти стажировку по реставрации во Франции и таким образом посетить-таки страну, язык которой изучаем. В течение пары месяцев мы искали в интернете адреса, составляли письма и ждали ответов. Адресов было немного, а вскоре и вообще остался один, но верный. Добрый Мишель прислал нам приглашение, и мы, с грехом пополам получив визы, отправились в путь. В первый раз заграницу!!!
В славном городе Париже нас с Аленой ожидали приключения: сначала мы искали хостел в 6 утра, потом вокзал, потом выясняли, как там покупают билеты на поезд, какие нам положены скидки и куда вообще мы едем. Потом решили развернуть культурную программу, купили музейную карточку на три дня и обошли за эти 3 дня 10 музеев. Но, в конце концов мы добрались до славного города Рюфека, откуда нас и забрал Мишель со всеми нашими рюкзаками и довез до деревушки Тессэ. Надо сказать, что в истории молодой ассоциации любителей Средневековой архитектуры и ремесел мы были первыми и пока последними иностранцами ( если не считать одной заезжей бельгийки пару лет назад, но бельгийцы для французов не в новинку, что не скажешь о русских). Говорили мы по-французски не ахти, ходили со словарями и записными книжками и задавали кучу вопросов, а я еще всячески пыталась вступить со всеми в беседу для расширения моего словарного запаса и кругозора. Поэтому не странно, что через некоторое время народ стал нас несколько сторониться. Исключение составлял преподаватель книжной миниатюры Стефана, ему нравилось выступать в роли мэтра, он говорил, отчетливо произнося слова, и снисходительно ждал, пока мы покопаемся в словаре и запишем его оригинальное высказывание.
Через пару дней после нашего прибытия, до Тессэ с горем пополам добрался Алешка и, недолго думая, .Стефан тиснул статейку в местную газетенку о трех русских во французской деревне. С того дня почти все местные жители и жители близлежащих деревень посещали стройку исключительно ради того, чтобы поглазеть на настоящих русских (медведей). Стефан был доволен своей популярностью, а мы чувствовали себя обезьянами в клетке.
Но, если не акцентировать внимание на происках Стефана, все было просто замечательно. Нас пытались накормить настоящей французской кухней, научить народным песням и пляскам, даже вывезли на прогулку с дегустацией в славный город Коньяк и показали еще более замечательный город Ля Рошель. В Коньяке чей-то организм не выдержал знакомства с благородным напитком, но пострадавшая машина была помыта и нас простили, в Ля Рошели мы полюбовались на океан и впервые посидели во французской кафешке, причем совершенно безвозмездно.
Ну, а в остальном, мы занимались перекладыванием древнего домика-печки, учились тесать белый камень и замазывать раствором дыры, в общем, по признанию Алешки, этот отпуск очень ему помог в последующем ремонте собственной дачи, а мне в освоении французского языка. И с того времени то летом, то весной я вновь приезжала в глухую французскую деревеньку, чтобы отдохнуть от шумных городов, поработать и пообщаться с интересными людьми. Алешка и Алена тоже приезжали еще несколько раз летом, но вскоре я осталась учиться во Франции и лето проводила в Москве, а в Тессэ приезжала весной или осенью, а то и помогала ассоциации в участии в средневековых праздниках.
В общем, знакомство наше продолжалось где-то до 2002 года, потом я закрутилась в театре и приехала уже в 2009 с мужем и дочкой. За прошедшее время старые знакомые, кажется, почти не изменились, только подросли дети, изменился порядок работы и ассоциация обросла новыми людьми. И вот, в прошлом году, реставрацией занимался Миша, а я была на подхвате, а в общем, сидела с 2-х летней дочкой, которая меня никуда не отпускала. .Старые и новые знакомые к нам присматривались, но все таки пригласили и в этом году. Только я решила пройти стажировку по керамике у Жерсанды, жены Мишеля. Она много лет назад брала частные уроки у керамиста в своем городе и вот уже несколько лет ведет летние стажировки.
Я оказалась единственным стажером на все 10 дней, только я занималась полдня керамикой, а полдня дочкой. В остальное время Жерсанда с Каролин пытались освоить окраску тканей природными красителями, искали, резали, варили и замачивали листья и цветы растений, попутно изучая всевозможные справочники и книги. Моя учительница оказалась спокойной, внимательной и достаточно компетентной и я осталась довольна этим приключением. Изделия свои я оставила во Франции, большая часть их не обожжена ( в Тессэ не было печки), а то что мы обожгли в земляной печи, доехало до Парижа и осталось дома у друга. Но мы все сфотографировали и это здорово. Фотки будут в следующем посту.
Кстати, построение земляной печки было отдельным развлечением для всех стажеров. Сначала Жерсанда сказала, что свою печку она привезти не смогла, так как 6-часовое путешествие даже по хорошим французским дорогам могло оказаться для нее последним. .Увидев, что я расстроилась, она добавила, что можно попробовать обжечь керамику в дровяной печи, но для этого нужно поехать к речке и набрать земли с илом. В течение недели мы к этому разговору не возвращались, а Жерсанда все больше и больше увлекалась покраской тканей, точнее выискиванием подходящих растений в округе. Работа у них с Каролин шла медленно. В выходные я опять заикнулась о печке и тогда Жерсанда сказала, что мы вдвоем поедем на речку за илом. Так и сделали, привезли немаленький тазик черной жижи, оставили ее сушить. На следующий день, Жерсанда выкопала небольшую ямку в земле, положила туда угольки, поставила керамические изделия, сверху обложила бревнами и обмазала илом с землей и глиной. Из кусков черепицы была сделана труба и поддувало. Далее, мы собирали веточки и бумажки длч поджигания печки. Мишка дул в поддувало, потом принесли трубу и стали дуть в нее, вроде разгорелось. После обеда обещали дождь и над печкой поставили домиком два металлическихх листа. К обеду обжиг закончился, но мы ждали еще сутки, пока керамика не остынет. Потом настал торжественный момент разбора печки и вытаскивания изделий, все собрались, принесли фотоаппараты и процесс начался. К сожалению, изделия обожглись не до конца, видимо, температура так и не поднялась до 900, но все равно опыт был замечательный.