Оригинал взят у
trimag в
Тайна одного рисунка Заметка написана по материалам Мортона Коэна, биографа и исследователя творчества священника, математика и писателя Чарлза Лютвиджа Доджсона, известного под псевдонимом Льюис Кэрролл. Посвящается нашей новой книге "Приключения Алисы под землёй".
Известно, что Кэрролл сочинил сказку про Алису для самой настоящей девочки - Алисы Лидделл. Именно Алиса упросила его записать сказку, хотя упрашивать не входило в её привычки - ни до, ни после этого знаменательного случая. И Кэрролл обещал, но долго не находил времени, а потому обещание своё выполнил через два с половиной года (и всё правильно, ведь обещанного три года ждут, как известно). Итак, 16 ноября 1864 года рукопись, которая вначале называлась "Приключения Алисы под землёй", была подарена девочке. А через некоторое время обстоятельства сложились настолько удачно, что сказка была переписана и напечатана. И вообще, это были уже две хорошо известные нам сказки.
А 1 марта 1885 года Кэрролл написал Алисе... нееет, не Лидделл, а уже Харгривз (она же выросла и вышла замуж!) письмо, в котором выражал желание напечатать факсимиле (точную копию) той самой рукописи. Возможно, это было не самым скромным желанием, что миссис Харгривз и не преминула заметить, однако, рукопись она передала. В 1886 году вышло факсимильное издание рукописи, в которую при печати было внесено одно значительное изменение. На экземпляре миссис Харгривз, в самом конце, была наклеена фотография семилетней Алисы, а в печатной версии Кэрролл решил отказаться от фотографии. Для этого ему пришлось переписать последнюю строчку на отдельном листке бумаги и положить его поверх фотографии.
Рукопись хранилась у Алисы до её семидесятипятилетия, а потом её пришлось продать на аукционе Сотбис. Рукопись долго странствовала (о путешествиях рукописи можно подробно почитать в статье Н.М. Демуровой "Приключения одной сказки" в нашей книге) и в конце концов попала в Британский музей.
И только в 1976 году, обнаружилось, что под фотографией Алисы, которую Кэрролл наклеил в конце рукописи, хранится рисунок!
Можно только гадать, знала ли Алиса, что под фотографией находится её рисованный портрет... По крайней мере, никто из книготорговцев, аукционистов и других людей, которые держали в руках рукопись, даже не подозревали об этом! И только счастливый случай натолкнул Мортона Коэна на мысль подержать последнюю страничку на свету - и там действительно был рисунок!
Фотографию аккуратно сняли, и теперь рукопись приводится именно в том виде, как и в нашем издании - в ней есть и рисунок, и фотография.
Почему же Кэрролл заклеил рисунок фотографией? Ответ может быть один: Искусство. Всю жизнь Кэрролл увлекался рисованием, но профессионального образования не получил, так и остался любителем. Дойдя до конца рукописи, он вполне логично (а ведь Кэрролл был ещё и логик) решил нарисовать портрет девочки. Ведь рукопись была написана для Алисы и про Алису, и первое слово в ней было - Алиса, значит и закончить надо было Алисой. Но, сравнив рисунок с фотографией, он решил, что рисунок слишком слаб, и заклеил его.
А у нас теперь, к счастью, есть и то и другое.
По этому поводу в "ТриМаге" состоялся субботник. Надо было воспроизвести страничку с фотографией, а поручать такое тонкое дело машине чревато неприятными неожиданностями, поэтому мы всё делали сами, вручную, сами всё вырезали и приклеивали, обмениваясь по ходу работы цитатами из "Алисы". Вот как это было:
Шаг 1. Нарезали кальку по размеру страницы.
Шаг 2. Напечатали фотографию Алисы. Мнооооооооого фотографий.
Шаг 3. Вырезали фотографию и наклеили на кальку.
Шаг 4. Высушили страничку под прессом и вклеили в книгу. Теперь всё как в Британском музее!
А какой был рисунок - смотрите в нашей книге, он находится точно под фотографией!