Является ли Кришна Творцом?

Nov 23, 2022 16:27


Для человека европейской культуры привычным является представление о Боге как о Творце.  Не случайно ценятся такие качества как «креативность», «продуктивность», «творческое мышление» умение создавать нечто принципиально новое. Именно западная культура, глубоко впитавшая библейские принципы, создала эвристику  - научную область, изучающую специфику созидательной деятельности. Все новые технологии и прорывы научной революции порождены западным эвристическим гением.

На Востоке (Индия, Китай, Япония) религии не развились до понимания личностного (а и значит творческого) начала, как в человеке так и в Боге. Часто высшее представление о Божественном ассоциируется с безличным Брахманом ( это «Некое Оно», существ. в среднем роде), пассивном, отстраненном от активной созидательной деятельности. Или же Бог растворен в природе. Творчество, активность, порождение нового на востоке не является достоинством, а часто, с точки зрения религиозных философий,  является причиной запутывания, помрачения ясности ума,  умножения страстей. Божественное как бы стоит за пределами активной деятельности и творчества, за пределами модусов материального бытия. Вспомните статуи просветленного Будды в медитации. Это идеал - умиротворение и ничегонеделание. «Не производи карму, не раскручивай колесо сансары, перестань желать...».



Кажется, что кришнаизм в этом плане выгодно отличается на фоне таких фаталистичных, пассивных, нигилистических религий дальнего Востока. Кришна всегда активен, игрив - бог олицетворяющий вечную юность, весну. А его экспансии Вишну, Брахма, Шива активно участвуют в творении и преобразовании материального космоса.

Но действительно ли Кришна творит этот мир и человека?

В действительности ни Кришна,  ни Вишну не творят мир! Природа (материальный мир) - описывается в шастрах как вечная энергия божества, его продолжение, эманация, истечение.

Так как ничего нового не создается, вселенная это круговращение, циклы проявления и исчезновения, нет ничего нового, нет вектора истории - все повторяется. «Процесс сотворения материальных вселенных» - как дыхание Брахмана. Все повторяется независимо от воли человека и даже от воли Бога. Здесь мы сталкиваемся, по меткому выражению Владимира Соловьева, с дурной бесконечностью. Кришна говорит Арджуне: «Никогда не было так, чтобы не существовал Я, или ты, или все эти цари; и никогда не будет так, чтобы кто-то из нас прекратил свое существование» (Б.Г. 2:12). В прочитанном тексте мы видим что «бог» Гиты не Творец человека, он - вечный попутчик «обусловленной личности».

Даже история по-индийски -  это не творчество людей и божественного провидения, а перепевка вариаций одних и тех же сюжетов. Здесь нет хронологии.

В индийских эпосах, все как бы понарошку, как бы если не получится, то можно переиграть, переписать в чистовик в другой жизни, в другой Юге. Поэтому столько версий пуранических историй. Одни и те же герои в Бхагавата Пуране и в Махабхарате, но события отличаются, какие-то разночтения сюжетов. Почему? Откуда такие противоречия между версией Пураны и версией Махабхараты про махараджа Парикшита? Объясняют, что просто описание в разных Югах, такой раз-синхрон временной. Вьясадева приходил много раз. Арджуна с братьями приходили много раз. Парикшит приходил несколько раз. В каждом воплощении играют похожие, но с вариациями сюжетов. Все это похоже на гастроли театра по разным городам. Сегодня играем пьесу в Станьково, завтра в Петрошивке. Из-за того что "все понарошку, все можно переиграть, переделать" - нет в индийском эпосе трагедии как в европейском.

Но Бог, которого знают христиане, это Бог-Творец в полном смысле этого слова.

Он создал мир из ничего своим Словом.

«Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Иер 10:11)

Первичной материи не существовало, Бог творил из ничего (creatio ex nihilo). Не из себя творит, как паук ткет паутину из своего тела. А из ни-че-го.

Как появляются вещи?

Они появляются 3-мя способами:

1. Генерация.
2. Креация
3. Фабрикация

По Библии мир создан Богом не из себя (генерация, как в кришнаизме), не из подручного материала, как табуретка из дерева (фабрикация), а из ничего (креация). Это был акт чистого творчества. Это прекрасно! Не было исходного материала и не было прототипа (оригинала или лекала) - то есть абсолютное уникальное по форме и содержанию творение.

Строго говоря творением можно назвать только результат креации! И только такой Бог является Творцом, который творит нечто радиально новое из ничего.

Бог создает мир, природу, людей от Своей щедрости, от избытка любви. Не потому,  что Ему чего-то недостает. А потому что Он желает чтобы творения были счастливы. Вывод из этого - творение это создание нового, прежде никогда не существовавшего - вот почему западный мир создает историю, это векторное развитие, а не вечный цикл. У вселенной и истории есть начало, конец  и суд (подведение итогов).

Бог творит не только материальный мир, но и историю человечества.

История людей трагична, в том числе поскольку нет ощущения «понарошку». Невозможность переиграть историю, переиграть человеческую жизнь (через множественные реинкарнации) делает наше существование подлинно трагичным, экзистенциональным, настоящим.  Ведь есть существенная разница когда живешь свою единственную жизнь, свою судьбу (которую ты творишь), или когда твое «я» размазано в миллионах форм реинкарнации*.

*Про реинкарнацию в одном из следующих постов. Следите за публикациями :)

кришнаизм, Бог Творец, Кришна не творит

Previous post Next post
Up