Последние дни родительский сектор интернета лихорадит от скандальной статистики, которую выдала министр образования РФ О. Васильева. 211 учащихся погибших в условиях школы только на уроках физкультуры! Это не шутка, а тяжелейшая цифра для нашего образования. Но, когда пытаешься разобраться - откуда такая цифра вдруг взялась, то внезапно оказывается, что следов не сыщешь. Кто и когда выдал эту информацию министру образования - остаётся тайной. В риторике министра эта цифра стала убойным аргументом против конфиденциальности персональных данных и, как видят некоторые аналитики, для продвижения системы сбора и хранения данных о детях, которая позволит осуществлять контроль над обучением и воспитанием детей. Поживём - увидим.
По официальной же статистике в РФ за год погибают на уроках физкультуры порядка 40 человек.
Да, на других уроках такого нет. И это легко объяснить, ведь уроки физкультуры - единственные в школе, где от ребёнка требуется не сидеть неподвижно, а, напротив, показывать всё, на что способно его тело! Потому погибают, в основном на физре, а не на химии с шахматами. Конечно, сорок детей в год - очень большая проблема и каждая смерть - трагедия. Но у них масса различных причин, которые нельзя сваливать в одну кучу:
- дети, погибающие от спортивного травматизма,
- дети, погибающие от нарушения техники безопасности (как учителем, так и самими детьми),
- дети, погибающие от невыявленных ранее заболеваний сердца, стремительно развивающихся под воздействием наложения перегрузок спортивных и периода роста,
- дети, погибающие от перегрузки при ослабленном здоровье.
Проблема не одна, и никак это не решается введением открытой системы учёта данных.
Посмотрим на происходящее глазами тренера. У деток, привыкших к статичности за партой, на уроках физры сразу возникают проблемы со здоровьем, с координацией и с самоконтролем. Очень мало детей, которые бы могли так резко - за перемену - переключиться на физическую активность. Обычная спортивная тренировки идёт, как правило, 1,5 часа. Из них первые 20 минут занимает разминка тела, ещё 20 минут - повторение уже разученного. Далее 30 минут отводится для изучения нового материала, и только оставшееся время отдаётся под максимально активную деятельность - игры, соревнования, зачёты. Урок физкультуры в школе - не более 45 минут. Проверить у детей нужно множество норм и знаний, поэтому учителя вынуждены на это пускать минут 30. Ещё минут 5 уходит на организационные вопросы (журнал, дневник, опросы). Вопрос - насколько возможно хорошо «размять» учащихся за остающееся время? Ответ - никак. В результате, дети на занятиях физкультурой, мало того, что вынуждены заниматься неподходящими им видами спорта (а вся, по сути, программа физры состоит из мозаики знакомств с разными олимпийскими видами спорта), но и даже не имеют возможность плавно «войти» в нужное состояние, и плавно «выйти» из него. Результат мы знаем - смертность на занятиях. Которой можно было бы избежать, если бы занятия физкультурой в школе соответствовали бы биологической потребности детей.
Те, кто, узнав о цифрах, высказанных министром, начинает козырять ими, ратуя за то, что бы удалить 3 час физкультуры из школы, чтобы не перегружать ослабленных детей, не прав. Нужна обратные меры - необходимо вводить ещё один час! И делать занятия физкультурой спаренными, чтобы довести их «плавность» нагрузок до естественной спортивной тренировки, которая и будет ослабленных оздоравливать, а не угнетать. Вот такая стратегия могла бы улучшить дело. Ну и введение нормальных, работоспособных, а не бумажных «групп здоровья» в школе. Но денег на это нет (да, да, вы все держитесь…) поэтому проще вводить базы данных, орать на медиков и педагогов, козырять цифрами и требовать, требовать, требовать…
https://t.me/olteyax/8https://vk.com/public148857538