Судьба санинструктора Шифельмана

Apr 04, 2021 15:40

В судьбах пропавших без вести и погибших красноармейцев большое количество белых пятен. Часто советские документы о потерях не отражают объективно финал выбывшего из строя бойца или командира, то есть формулировки - убит, пропал без вести - еще не означают, что было так. Порой можно встретить продолжение судьбы "убитого" или пропавшего без вести уже в немецких документах. Примером тому является судьба санинструктора 387-й стрелковой дивизии, младшего сержанта Шифельмана Хаукиля Гиршевича, 1907 года рождения, уроженца города Ташкент.




В сводке потерь 387 сд указано, что Шифельман был убит в бою у деревни Теремцы (Тульская обл., Белевский р-н) 10 января 1942-го. (https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie51850623). Однако, как оказалось, Шифельман не был убит, а 11 января 1942-го попал раненным в плен, а чем свидетельствует рапорт о его допросе, имеющийся среди документов разведотдела 53-го армейского корпуса вермахта. На допросе Шифельман показал, что он на самом деле родился в Самаре, но перед войной проживал и работал в Ташкенте:

"Пленный военный фельдшер Штайфельман Хасско (имя может звучать и иначе. Не Хаукиль, а Хацкель - В.Н.), 1907 г.р. в Куйбышеве (Самара), якобы помесь поволжского немца и чувашина, еврей с виду, жил в Ташкенте, по профессии бухгалтер, якобы беспартийный, дважды ранен в левую руку показал:" (Der Kriegsgefangen Stiefelmann, Chassko, Kriegs-Feldscher, 1907 in Kuibyschew (Samara) geb., angeblich wolgadeutsch-tschuwaschisches Mischblut, dem Aussehen nach Jude, in Taschkent beheimatet, von Beruf Buchhalter, angeblicht parteilos, zweimal am linken Arm verwundet, sagt aus:)




Далее Шифельман рассказал на допросе, как он был призван в армию в Ташкенте, после чего стал военнослужащим 387 сд, формировавшейся на территории Поволжья - в Куйбышеве, Сызрани, Орске и Оренбурге.

Вне всякого сомнения, это один и тот же человек. Таким образом, документ о потерях 387 сд в его случае не является объективным, так как убитый фельдшер оказался пленным. Но пережил ли он плен - неизвестно. Как следует из опросного листа, Шифельман представился, что он частично "фольскдойч", но немцы сразу заподозрили, что он иудей.

Любопытно, что в тех же документах немецкой корпусной разведки можно встретить рапорты о допросах советских офицеров из той же 387 сд, достаточно высокого ранга, также попавших в плен, но указанных в советских донесениях о потерях, как убит или пропал без вести.
Поэтому тем, кто ищут информацию о своих предках, погибших или пропавших без вести на войне, стоит быть настойчивее в поисках. Иногда продолжение их судьбы отражается в немецких документах.

судьба, документы ВОВ, Разведка, ВОВ

Previous post Next post
Up