Пропаганда во время войны является мощным инструментом разжигания ненависти к врагу. Но война есть война, там все средства хороши ради победы. Плохо только когда, война заканчивается, а пропаганда продолжает пожинать свои плоды. Она проникает в умы через литературу и массмедиа. Одним из примеров этого является убеждение о расстрелах людей в шлюпках из пулеметов со стороны немецких подлодок. Во время Второй Мировой пропаганда союзников активно работала над образом «серых волков» Деница в виде кровожадных и беспощадных пиратов. Поэтому экипажи потопленных торговых судов и военных кораблей часто были уверены в том, что их ждет участь расстрела в воде. И каково же было удивление торговых моряков, когда «желаемое» не оказывалось действительным. Есть два достаточно интересных примера, подтверждающих это.
Транспорт «Карлтон», входивший состав PQ-17, был потоплен U 88 Хеймо Бомана. Когда экипаж спустил шлюпки, лодка всплыла на поверхность. Матрос Джеймс Аткинс, ведший дневник во время этого похода написал о встрече выживших с «Карлотона» и немецких подводников следующее:
«Мы стояли и ждали пулеметного огня - писал Аткинс - Накаченные по уши пропагандой, мы верили, что они это сделают. Но он только узнал название судна и ушел - впереди у него был трудный день».
У немецких подводников приписывания им таких зверств вызывало удивление и шок. В своих воспоминаниях американский матрос Чарльз Х. Картер, со
вспомогательного корабля ВМС США USS Cythera приводил любопытный факт. Корабль был потоплен U 402 барона Зигфрида фон Форстнера. Немцы подобрали двух американцев, одним из которых был Картер, а вторым матрос Джеймс М. Браун. Общение между ними и командиром лодки состоялось благодаря инженер-механику лодки, который знал английский. Когда Браун спросил фон Форстнера, почему, когда они находились в воде, их не расстреляли из пулемета - это вызвало настоящий шок у командира и экипажа подлодки, как американцы могут подумать о таких вещах.
Во время войны были и случаи проявления гуманности и в отношении советских моряков. В частности, после потопления парохода «Крестьянин» немецкой подлодкой U 601 произошло общение между выжившими и немцами. Последние никого не расстреливали. Грау задал вопросы о судне и грузе, затем извинился за потопление парохода и указал направление к берегу.
А во время спасения моряков с «Декабриста» с острова Надежды немецкой субмариной U 703, умерший на её борту матрос Лобанов был похоронен немцами в соответствии с морской традицией.
В завершении этого короткого экскурса в историю подводной войны отмечу следующее. «Серые волки» Деница не были белыми и пушистыми, как и не были теми, кем их представляла пропаганда. Они были разными. Но случаев гуманного отношения к выжившим морякам после потопления судов со стороны немцев было неизмеримо больше, чем зверств. Последние также имели место. Характерный примеры тому случай с U 852 и греческого судна «Пелеос», а также U 255 и советского судна «Академик Шокальский». В первом случае был зафиксирован расстрел выживших моряков в воде, во втором имел место очень некрасивый поступок со стороны командира лодки Хармса, лишившего советских моряков, добравшихся до земли, средства спасения - шлюпки.
Таким образом «серые волки» Деница оказались куда гуманнее подводных корсаров кайзера, так как последние действовали куда более жестоким образом.
В целом же зверств со стороны немцев было ничуть не больше, чем у подводников других стран. В расстреле шлюпок и уничтожении выживших отметились практически все воевавшие стороны. К сожалению, в том числе и советская.