Как исполняли приказ "Лакония"

Oct 09, 2016 14:13

Из любопытного..
Как известно спустя  сутки после атаки американским самолетом немецкой подлодки U 156, поднявшей флаг Красного креста, командующий подводными силами Германии Карл Дениц счел нужным разослать на подлодки напоминание-разъяснение о ненужности проявления лишнего гуманизма в отношении членов экипажей потопленных ими судов. В нем говорилось о том, что подводники должны перестать оказывать помощь спасшимся, а именно не подбирать их из воды и доставлять в  шлюпки, помогать вернуть перевернутым шлюпкам состояние плавучести и передавать спасшимся продукты и воду, так как это противречит самой сути подводной войны, цель которой уничтожение вражеских судов и экипажей.
Это напоминание часто выдается за приказ, который получил прозвище : приказ "Лакония".



Разумеется это ошибка, приказом это сообщение не являлось, что и было разъяснено на Нюрнбергском трибунале начальником штаба подводных сил адмиралом Годтом. Но подобный приказ на самом деле был и отдал его Дениц еще в начале войны. Однако случай с "Лаконией" был настолько ярким, что упомянутый приказ "утонул" в его тени и не получил такой известности. В прочем немецкие подводники далеко не всегда исполняли приказы своего шефа.

Так, зная о приказе не оказывать помощь спасшимся, так как это может поставить в опасную ситуацию саму субмарину и ее экипаж, в условиях, что воюющие стороны отказались от соблюдения "подводного протокола" Лондонского Морского соглашения, немецкие подводники помощь оказывали, чем прямо нарушали приказ командующего. Однако за его нарушение никто не был отправлен в трибунал. Но в итоге эти "нарушения" стали проявляться в массовом характере и в итоге это привело к инциденту с "Лаконией". В результате командующему пришлось вмешаться и резко напомнить своим подчиненным о прекращении подобны действий. Любопытно, что даже после напоминания от 17 сентября, подчиненные Деница продолжали проявлять гуманизм, то есть не выполняли рекомендации своего адмирала.

Одним из первых случаев такого неподчинения датируется 8 октябрем 1942 года (практически спустя 3 недели после "Лаконии"), когда немецкая подводная лодка оказала помощь членам экипажа с торпедированного судна. Это была U 201 капитан-лейтенанта Гюнтера Розенберга, который после потопления американского судна, всплыл для того чтобы снять со шлюпок капитана и главного механика. Американцы их не выдали и Розенберг, поверив им, передал в шлюпки провизии, воды и сигарет, после чего указал направление к берегу Венесуэлы и ушел. 13 октября американцы были подобраны проходящими мимо судами и часть их была доставлена во Фритаун, часть в Бразилию.


Гюнтер Розенберг

Второй случай был зафиксирован 3 ноября 1942 года, когда подлодка U 181 "пламенного нациста" (по мнению его биографа Дж. Воуза)  Вольфганга Люта после потопления американского судна предложила спасшимся помощь. Американцы отказались и пожелали немцам удачи, сказав на прощание "good luck".


Вольфганг Лют

Известны еще несколько случаев оказания помощи спасшимся морякам, которые произошли после 17 сентября 1942 года, включая и случай с U 513 знаменитого Фридриха Гугенбергера. Стоит отметить, что после сентябрьского возвания случаев оказания помощи стало меньше. Возможно слова Деница подействовали на своих подчиненных, может кто-то был возмущен действиями союзников, атаковавшими флаг Красного креста. Однако в к тому времени подводная война входила в новый период, где ПЛО союзников больше не позволяла немецким лодкам расслаблено находится на поверхности даже в отдаленных районах.

подводные асы, Лют, Подводные асы, Дениц, Карл Дениц, ВМВ Атлантика, Лакония, командиры

Previous post Next post
Up