ЖЕРТВА СЫНА И ПРОРОК ИЛИЯ

Aug 02, 2022 16:46

Часто наше внутреннее чувство все равно, после всех объяснений и разъяснений, не соглашается где-то там, в дальнем уголке сердца, что Иисус на Кресте был принят Богом Отцом как жертва за мир. А другие тычут пальцем в эту затаенную боль и говорят: «Ну что же ты? Ведь Бог, по-вашему, есть любовь! И Сын любовь, мы не спорим, а вот Отец - любовь? Если ты веришь, что Он такая любовь, то ты ненормальный, мне кажется». И начинаешь что-то лепетать, говорить, что вот-де святитель Григорий Богослов говорил, что жертва была и не лукавому, и не Отцу принесена, а вот-де, сам Сын, Слово воплощенное, священнодействует на Голгофе… И на тебя смотрят, как на христиан в Древнем Риме - как на врагов рода человеческого. И Плиний Младший в очень христианизированной Вифинии находил людей, которые когда-то были христианами, но потом, более 20 лет уже, перестали ими быть…
Что значит - Отец принял Жертву Сына? Дал Его распять? Дал Ему умереть? Вот так вот Он принял ее? Иисус стал жертвой - чего? Человеческой злобы? Правосудия Отца? Своего благородства? Ведь жертва в нашем понимание - это тот, кого убили, зарезали, умертвили.
Но это не религиозная жертва.
Это жертва людской жестокости.
В религии под жертвой понимают не то, что понимаем мы, говоря о «жертве преступников».
Если мы будем мыслить Бога так, как мыслили Его доновозаветные праведники и вообще люди в древности, то должны будем признать, что зарезанный в жертву теленок, в общем-то, не жертва. Вернее, не совсем жертва. В ней не хватает одного, самого главного.
Как приносил жертву Авраам? Нет, не ту знаменитую жертву сына, а жертву, о которой мало кто вспоминает? Тогда Авраама звали еще Аврам.
«…трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий...» (Быт.15:9-12).
То есть Аврам готовит жертвоприношение, убивает животных и ждет Бога. Он испытывает момент ужаса и мрака, он ждет Бога во тьме… Жертвоприношение не совершено, хотя животные закланы, убиты и разложены.
Нет огня.
Жертвоприношение совершается в огне.
И Бог приходит - в огне, загоревшемся среди беспросветной тьмы.
«Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот день заключил Господь завет с Аврамом» (Быт.15:18).
Именно в огне приносится жертва. Именно огонь - огнь Господень, или огонь Молоха, пожиравший детей, или огонь, истребивший столько жертв животных, что жертвенник Зевса в Олимпии, сделанный из их пепла достигал семи метров; из пепла были жертвенники Геры и других богов, как пишет античный историк Павсаний.
Во все века и во всех религиях человек готовит и закалает жертву. Потом он зажигает огонь, который и понесет жертву к Богу или богам. Неслучайно греки так ценили подвиг Прометея: не в холоде и голоде было дело, а в том, что без огня невозможно богообщение. Никак, ни под каким видом не возможно богообщение без жертвы и огня. Общение с Богам и богами в древних религиях было только через жертву, и жертву кровавую. Именно жертва - сердце и нерв древних религий. Именно вокруг жертвенника собирались и греки, и римляне, и финикийцы, и иудеи.
Авраам, собираясь принести в жертву Исаака, не просто зарезал бы сына. Он бы сжег его, совершил жертву всесожжения - именно таким приказом искушал его Бог: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Всесожжение, а не просто «зарежь сына!»
Такие жертвы приносили хананеяне, пунийцы, финикийцы. Это называлось «провести сквозь огонь детей своих Молоху».
Огонь, истребляющий заколотую жертву, по их представлениям, приводил ее к богу, делая ее посланником. Увы, такие идеи были и в головах отпадших от Бога иудеев перед Вавилонским пленом, который и был карой за это их нечестие. Пророк Исайя гневно обличает своих соотечественников - они не к богу посылают своих младенцев, как вестников, а в смерть:
«К Моло́ху приходила ты с маслом оливы, благовонные мази расходовала не скупясь. Далеко отправляла ты посланцев своих, отправляла их вниз, в Шео́л!» (Исаия 57:9)
И Сын Божий, Иисус, был распят на древе, как на жертвенный костер положен, и убит руками людей - смело и добровольно отдавшись в эти руки. Он приготовил жертву. Наступила ночь и тьма. Нет огня.
Если бы ненавидящие Его лучше бы помнили слова Его, они бы вспомнили не только слова о восстании, но и другие слова, одновременно и более ясные, и более таинственные:
«Огонь пришел Я принести на землю, и как хочу Я, чтобы он уже возгорелся!» (Евангелие от Луки 12:49)
Где же огонь?
Было в доновозаветной истории еще одно жертвоприношение, для которого долго ждали огня.
Илия, неистовый пророк - он один против всех, против почти тысячи жрецов Ваала и против молчащего и ожидающего, чем закончится состязания между Богом и богами, народа. Кого оправдает Бог - или бог? Кого убьют? Одинокого Илию или сплоченную корпорацию жрецов? Ответ напрашивает сам. Илия безумен. Он пришел на смерть, на верную смерть.
В 18-й главе 3-й книги Царств излагается эта история. Все ее знают, тем более, что вчера была вечерняя служба праздника пророка Илии, на которой читалось это место.
Две жертвы готовы, два тельца закланы, они лежат на дровах, но нет огня. Огонь не сходит с небес на жертву жрецов Ваала. Их убитый, мертвый телец остается убитым и мертвым тельцом. Бог не берет его. Жертва не принята. Телец просто убит людскими руками.
И крики и вопли жрецов продолжаются все утро до полудня.
А в полдень Илия стал смеяться над ними, а они еще больше бесновались, кричали и совершали ритуальные танцы до самого времени вечернего жертвоприношения.
…В полдень был распят Сын Божий, а внизу бесновалась толпа, осыпая Его насмешками. Но Он был больше Илии.
Илия восстанавливает жертвенник и кладет двенадцать камней по числу колен Израилевых - тех самых, что отпали от истинного Бога. Пришло время их восстановить.
Наступил час вечернего жертвоприношения. Тогда подошел пророк Илия к жертвеннику и сказал: «О Господь, Бог Авраа́ма, Исаа́ка и Израиля! [Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне!]Пусть уразумеют сегодня люди, что Ты - Бог Израиля, и что я - раб Твой, и что все это я сделал по Твоему велению (3 Царств, 18:36)!
И в час вечернего жертвоприношения умер на Кресте Сын Божий. И разорвалась завеса в Храме, являя невидимое и самое священное место - Святое святых. Оно перестало быть священным. Пришел час, о котором говорил Иисус. Он священнодействовал на Голгофе, Он принес Себя в жертву, как Первосвященник. Теперь - время сотворити Господеви. Время Богу действовать. Время явить Божественный огнь и посрамить жрецов ложных богов.
«Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе!» - молился Илия (3-я Царств 18:37).
«Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси?» - этими словами псалма 21-го молится умирающий Иисус, Сын Божий, Сын Человеческий.
…И Бог явил Себя и принял жертву Илии.
«И сошел огонь Господень и поглотил и жертву, и дрова, и камни, и землю вокруг, и воду из борозды» (3-я Царств 18:38).
Жертва Илии была поглощена огнем.
Увидев это, весь народ пал на лицо своё и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! (3-я Царств 18:39)
Бог - это огонь поядающий, поглощающий все, чего Он касается (Втор.9:3; Евр.12:29)
Пророк Иезекииль в своем странном видении узрел образ Человека в Славе Божией:
«И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него» (Иез.1:27)
Два других перевода этого места передают оттенки смыслов, неизбежно ускользающие от читателей не-оригинала:
«И видел я выше очертаний поясницы словно бы янтарь, объятый огнем. А ниже очертаний поясницы я видел словно бы огонь, окруженный сиянием».
«Я видел, что от пояса и выше Он был похож на сияющий металл, словно бы исполненный пламени, а ниже того места Он был похож на огонь; Его окружало сияние».
Человек в Славе Божией пронизан огнем и одновременно и похож, и не похож на человека, на «сына человеческого», как назван в Писании человек - маленький, испуганный пророк Иезекииль.
…И не узнавали Воскресшего ни Магдалина, ни путники Эммаусские.
Бог принял жертвоприношение Сына Человеческого, Сына Божия.
Огнь Божественного Духа упал на убитого на Кресте, на Жертву, на осмеянного людьми Первосвященника. Бог огнем Своим воздвиг Сына из мертвых, пожирая смерть победою Божией - навсегда. Жертва принята. Посланник к Богу принят в доме Отчем. Он восшел туда, где был прежде. Он больше не во власти смерти и никогда не будет. Он воссиял из мертвых. Он сияет ярче, чем образ, увиденный некогда пророком Иезекиилем.
Уже не слабый и смертный «сын человеческий», но Сын Человеческий, Сын Божий, Иисус, Тот Самый, которого Бог соделал Христом, соделал Мессией (Деян.2:36), воздвигнув Его огнем Духа Своего из мертвых, стоит посреди нас, не стыдясь называть нас братьями (Евр.2:11). Огонь Воскресения низведен на землю Сыном. В ужасе падает перед ним любимый ученик, но Воскресший говорит ему «Не бойся!» и поддерживает его рукой, и говорит, что Он жив, хотя был мертв, но жив во век веков, навсегда (Откр. 1:13-18).
Огонь Духа, Огонь Воскресения - это и есть ответ Бога Отца на Жертву, приготовленную Сыном. Неразрывно Пасхальное тридневие. Неразрывны Крест и Воскресение. Это Жертва Христова, ее исполнение в Боге Духом Святым. И в этом наше спасение.
«Увидев это, весь народ пал на лицо своё и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3-я Царств 18:39)
Но Иисус, Сын Божий, не перестал быть Человеком, Божественный огонь не выжег человечность, а еще более сделал ее человечной, человеческой, достойной человека. Он близок нам, ближе, чем великому тайновидцу пророку Иезекиилю. И потому Фома увидел Его вблизи и сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28)
…Новый Завет сияет в Воскресшем Иисусе, Новом Ионе, вынырнувшем из глубин морских смертных и Новом Ное, прекратившем потоп смерти. «Как радуга, появившаяся на небе во время дождя, так окружало Его сияние» (Иезекииль 1:28).
«Бескрайний океан света изливается от воскресшего тела Спасителя», - писал Владимир Лосский. Иисус, Сын Божий, жив в Жертве Своей.
Иисус Воскресший, полный Божественного огня Воскресения, говорит нам:
- Ты поверил, потому что увидел Меня.

"И как словами опишу, о чем страшусь помыслить?
И как поднимется рука, и как перо начертит?
Как изречет язык и как дерзнет восславить слово?
Как, с губ сорвавшись, зазвучит в словесном выраженье
То, что свершается во мне, является вседневно?
Ибо и ночью, и во тьме я непрестанно вижу
Как отверзает небеса мне Сам Христос - о, диво!
Он Сам склоняется ко мне и видится мне ясно
С Отцем и Духом - трисвятым и нераздельным светом,
Единым в трех и вместе с тем в одном тремя являясь.
Определенно свет они, в трех лицах - свет единый,
Светлее солнца этот свет в душе моей сияет,
Лучами просвещая ум, густым объятый мраком"
(Преподобный Симеон Новый Богослов, гимн XI, перевод Т. Александровой)

+++
Видишь - завесой задернута твердь,
Скверны - и в рощах, и в чащах.
Руку простри, обреченный на смерть,
И исцеляй приходящих.

Что же - огонь? Это - жертва вовек,
Пасхи восход и зарницы.
То - исцеленье твое, человек,
Пеплом от рыжей телицы.

Север, и запад, и моря восток -
Радость границ не имеет.
Отрока парус - из Чаши глоток -
Ветром исполненный, реет.

14.10.2016

+++
Взирают молча вол и конь -
Так было испокон.
Как поядающий огонь,
Так Бог Его силен.

Уснет на жертвеннике Он,
Из первенцев людских,
Плодов десятков тысяч лон,
Глубин и вод морских.

Как страшно в руки Бога впасть,
Огонь - лице Его.
Держава, слава, сила, власть -
К престолу Одного.

В последнем, осиянном дне
Шагнет - к Тебе, с Тобой -
Он из могилы, весь - в огне,
Убитый и Живой.

14.10.16

+++
Огонь, огонь!.. От чресл Его и выше,

От чресл Его - и вниз. Среди колёс,

Очей орлиных, виноградных лоз,

Благовести то Имя с каждой крыши.

Не на ухо, не шёпотом, во тьме -

В немеркнущем свидетельстве сияя,

Та человечность вечная, какая

Перпетуе явилась в Нём в тюрьме.

Огонь, огонь!.. Орлы Твои летят,

Бьют крыльями быки с небесным взором.

Но - раны на руках горят укором.

Кричит петух. И исцелён Сократ.

1.02.2013
#Вартимей_Сынтимеев

#Вартимей_Сынтимеев, Ветер ветров, Вартимей Сынтимеев

Previous post Next post
Up