Христос, новый царь Израилев, спасает, став у пролома стены - над бездной смертного небытия, над бездной тления, куда рушится Его тварь - ибо Он «единственный человек, способный на такое мужество» (свт. Григорий Богослов, «Христос Страждущий»).
Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел. (Иез. 22:30)
Он спасает не себя, как перепуганный царь Седекия при осаде Иерусалима (Иез.12:12), но «многих».
Он одинок. Он лежит в яслях, как Жертва на жертвеннике, готовый на заклание - ибо на этот час Он и пришёл (Ин.12:27).
Мать Его, Дочь Сиона, возводит очи Свои и видит Его новый народ, собирающийся к Нему (Ис. 49, 18; 60, 4). Она отвернула Лик свой - в пророческом предчувствии Своей бесчадности, которую принесет Крест, - но она взирает на многих Своих чад - от востока, и запада, и севера и моря, по Исайе (Ис.54:1), Она - та Неплодная, что веселится о чадах (Пс. 112:9), в которых «изображается» Христос (Гал. 4:19), Сын и Бог Ее.
Богоматерь символизирует Церковь Христа - Церковь от язык.
Она - в доме пира, в доме совершающегося Царства, и знамя Христа над Нею, над Церковью Его - любовь (Песн. 2:4).
Ради любви к ней, черной, но прекрасной (Песн 1:4), Церкви от язык, идёт Он к провалу смерти, лежит он во рве смертном, обвязанный погребальными пеленами. Младенческие пелены Христа - прообраз смертных Его пелен, прообраз Плащаницы.
Пророчески Он лег у края стены «на бок» -
«Ты же ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их» (Иез.4:4).
- и Его позу обратно повторяет Богоматерь, Церковь Его, участвующая в Страстях Его.
Он возьмет Крест Свой на плечи, Он будет распят во тьме, наступившей среди полудня, Он явит единственное Свое знамение, знамение Сына Человеческого.
«Перед глазами их возьми ношу на плечо, впотьмах вынеси ее, лице твое закрой, чтобы не видеть земли; ибо Я поставил тебя знамением дому Израилеву» (Иез.12:6)
Но придет время, и Он выйдет через пролом, и выведет Своих с Собою - «путем новым и живым».
«Я… вечером проломал себе рукою отверстие в стене, впотьмах вынес ношу и поднял на плечо перед глазами их» (Иез.12:7)
И это сбудется в Воскресении Его.
#Вартимей_Сынтимеев
икона Рождества, XV век