Муж Крепкий, Сильный в брани.

Feb 23, 2016 23:00

«Муж Крепкий», этот евангельский образ спасения, один из самых частых в гимнографии. В Писании и греческой патристике ад и смерть персонифированы, это - иносказательное название сатаны, человекоубийцы искони, содержащего в плену не только человека, но и весь космос.О борьбе, рукопашной смертной схватке часто говорится в Октоихе Воскресном, каждое воскресение предлагающему молящимся несколько дивных поэм о тайне Креста и Воскресения:«Возшел еси на Крест, силою препоясася, и соплется с мучителем ( буквально - «тираном») яко Бог, с высоты свергл еси, Адама же непобедимою силою воскресил еси».«Напрязи, и успевай, и царствуй, Сыне Богоматере»
Сын Богоматери…
Мы видим Его на иконах, носима на руках Матери Своей. Он порой изображается, как совсем малое Дитя, порой - как Отрок. Когда Христос изображен взрослым, а не Отроком, то Богоматерь словно отдаляется от Него - Она протягивает к Сыну руки в молитве, но не касается Его. Он полностью свободен. Никто не в силах Его удержать.

Но Он - может удержать и среди смерти.

Самый трогательный, древний сюжет православной иконы - это сюжет Успения. Сын Божий приходит взять на руки Мать-Дитя. Муж Крепкий хранит Ту, что хранила Его в детстве, а потом изнемогла, изможденная скорбями Крестными.

+++
На иконе Успения Христос Бог возвышается над простертым долу телом Матери Своей, светлый, сияющий, Крепкий. И Она - снова жива, жива навек, Она - Дитя на руках Его.

…А как же меч? Меч, опущенный воином из Трептов-парка к земле?

«В таинстве Божественного воплощения Божество и человечество … объединились» как «у раскаленного огнем меча», - писал преп. Максим Исповедник.

Сам Христос и есть меч. Бог и Человек. Спаситель мира.




Воин с девочкой и Христос с Богоматерью на руках

Ольга Шульчева-Джарман

Как странно - ведь удел мужчин сражаться, а не нянчиться с детьми, тем более девочками. Не им носить детей на руках, успокаивая их.

мои наброски

Previous post Next post
Up