Преподавательское: пятница

Jan 28, 2024 22:01


В пятницу нас собрали, чтобы объявить о новой стратегической программе «Результат 2030». Цель - трансформировать ДВФУ в университет предпринимательского типа. Более всего поразил вот этот слайд в презентации:



Итак, уже в этом году предполагается резко омолодить преподавательский состав нашего вуза с 27% до 45%, причем речь уже не идет о среднем возрасте - нужно 45% именно тех, кто моложе 40 лет. Цель ясна: вуз в короткие сроки омолодил весь управленческий состав, хотя ректору уже 41. Но где взять 18% молодых преподавателей? Есть два варианта: 1) уволить «стариков» и набрать молодежь неслыханными для вуза темпами; 2) просто уволить «стариков», не набирая никого, то есть повысить процент за счет сокращения численности преподавателей. Скорее всего, попробуют реализовать оба варианта. А потом вывесят рекламу для абитуриентов: «Хотите, чтобы вас обучали ваши сверстники? Поступайте к нам!».



Что могу сказать: я не против молодежи. Я по себе знаю, что когда был молодым, то больше выкладывался на работе, что находило отклик у студентов. Но я любил преподавать, мне нравилось возиться с молодежью. У нас сейчас преподают совсем молодые: я с горечью смотрю, насколько они не любят студентов, ведут себя высокомерно с ними, требуют не по своему рангу и уровню знаний. На вопросы могут ответить: «Это посмотрите в Википедии». Могут вместо лекции поставить из ютуба какой-то ролик минут на 30-40. А студенты это все видят… И к нам нет очереди из желающих работать по причине маленьких зарплат. Профессор, доктор наук на полную ставку получает около 70 тысяч - что тогда говорить об ассистентах и старших преподавателях?

Отвечает за проект «Результат 2030» новый проректор - молодая амбициозная дама из Москвы. Не первая и не последняя прокаченная особа. Мы с огромной радостью спровадили Тышецкую в Калининград - прислали другую. Посмотрел ее биографию: выпускник программы Московской школы управления Сколково «Шаг развития школы». Сколково в плане формирование управленческих кадров - абсолютное зло. Там промывают мозги капитально, человек после этого перестает говорить и писать нормальным языком - сплошные инновации и проекты, фразы вроде «человеческий капитал», «система бесшовного ускорения», «компетенции ведения самостоятельной экономической деятельности». Представляю, как эти деятели, возвращаясь к семье, матерят «качество институциональных преобразований».

***

В пятницу курсовую защищали магистранты первого курса. У магистрантов курсовые защищаются каждые полгода, и это, конечно, перебор. В этом году у нас явный крен в сторону промысловиков, которые планируют заниматься изучением добычи моллюсков и ракообразных. Часть пришла к нам из Дальрыбвтуза и это чувствуется… Ни одного ботаника! Понравилась девушка-ихтиолог: очень хорошее понимание того, что она делает, внятные цели и задачи, хорошо сделанный доклад. Женщины в ихтиологии - особая тема. Как и рыбалка, ихтиология в основном удел мужчин. Женщины там редки, а выдающихся женщин-ихтиологов я, честно говоря, не смогу назвать (в отличие, например, от энтомологов и ботаников). В ЗИНе работают доктора наук - Сиделева Валентина Григорьевна и Воскобойникова Ольга Степановна, крупные ихтиологи, но не уровня Берга и Андрияшева.  А у девушки я увидел потенциал - лишь бы наши тестостероновые «рыбаки» ее не замордовали.

У меня защищалось два студента. Первый приехал к нам из Пензы целенаправленно заниматься глубоководными животными. Предложили ему заняться губками - он согласился, группа перспективная, а специалист уже в возрасте. Первая курсовая - литературный обзор. Пишет очень и очень несовершенно, но сейчас это показатель того, что студент не пользуется GPT, а пишет все сам. Читая его курсовую, я в очередной раз убедился, насколько у нас все неплохо в плане зоологического образования по сравнению со многими провинциальными вузами европейской части. Вторая студентка вообще не биолог: зачем-то решила получить биологическое образование в магистратуре и заняться наукой. Тоже литературный обзор, по моллюскам, но с ней было очень трудно. Пишет более грамотно, но у нее вообще нет биологического мышления. И очень беспокойная, особенно по части повышенной стипендии… Доложилась хуже всех, но решили ей поставить авансом пятерку.

***

Вчера закрыл ведомость по «Основам кладистики»: из четырех студентов зачет сдала только одна, да и то за 3 часа до закрытия ведомости. Хотя она самая лучшая на курсе, сдала всё на четверку с минусом. Первый раз такое.

***

Сессия. Студенты в лифте обсуждают, кто сколько баллов набрал. Рейтинг! Не могу сказать, что у нас не было заинтересованности в оценках, но тогда это были сплошь экзамены и зачеты - устные. «Автоматы» были редким явлением. Помню, как я сдал ботанику на «отлично», а моя сокурсница - на пятерку с минусом. Минус, конечно, в зачетку не поставили, но она, тем не менее, пришла его (минус!) пересдавать - ей было обидно, что другие сдали лучше нее. Сейчас она профессор одного из университетов США. В 1988 г. вышел приказ об отсрочке от армии для студентов, и на наш курс вернулись ребята-армейцы. Они, конечно, вели себя с явным превосходством, на что были причины: и физически они были более развиты, и цели у них были внятными, и у девушек они пользовались большим вниманием. Но в учебу они вливались с трудом, и вот тут можно было с ними поконкурировать. Лидером у нас в группе был парень-армеец, который, как все мужчины невысокого роста, отличался большими амбициями. Я помню, что когда я на семинаре решил задачу по химии, которую он до этого не смог решить, лицо его было бледным и напряженным - если бы он мог меня ударить, то сделал бы это. Хорошая среда для обучения! Сейчас таких альфа-студентов просто нет. Еще я помню, как к нам приехала новый преподаватель истории КПСС из Иркутска: молодая красивая женщина с новыми взглядами на многое из нашего прошлого и настоящего. И она давала нам волю в самовыражении на семинарах (был 1988 г.). На одном из них я так хорошо выступил, что она поставила мне пятерку и рядом с ней добавила восклицательный знак. Гордость переполняла меня, особенно с учетом того, что в школе я учился средне. И тогда я совсем не думал о стипендии. Это на старших курсах интерес к учебе угас в пользу науки: стало ясно, что учиться на отлично у нас в вузе можно не прилагая больших усилий и я перестал ходить на скучные лекции. Запомнились семинары по политэкономии. Первые полгода их вела аспирантка, которая постоянно на нас кричала и призывала учить какие-то непонятные тексты. А дальше к нам пришла старушка (я до сих пор помню ее ИО - Ася Изотовна), которая, несмотря на свою «древность», была весьма либеральных взглядов и давала нам свободу в выражении мыслей. Вот вам и пожилой преподаватель! Сейчас свобода максимальна: призываю своих студентов высказываться, спрашивать, сомневаться. Но в ответ классическое бегство от свободы Фромма. Конечно, речь не о политэкономии и истории партии…

***

Мы ожидали, что в 2024 г. будет первый набор на специалитет, но его перенесли на 2025 г. Одновременно в 2025 г. закроют набор на бакалавриат. Всё, другие стандарты. Магистратура будет работать некоторое время, но ее тоже закроют. Шесть лет специалитета. Так что кто еще хочет получить образования в магистратуре - торопитесь, болонская лавочка закрывается!

прошлое, образование, дальневосточное, зоология, начальство

Previous post Next post
Up