Недавние слова моего коллеги: «За всю историю человечества было изобретено пять эффективных педагогических приема: насилие, запугивание, унижение, оскорбление и обман. Самый эффективный - насилие, но сейчас разрешены только запугивание и обман. Поэтому качество современного образование - так себе. Издевательства оказывают потрясающе благотворное воздействие на обучающихся».
Когда я был совсем молодым преподавателем, то мне нравилось «издеваться» над студентами: подсунуть им нечто неопределяемое, задать вопрос, на который крайне трудно найти ответ и т.д. Помню такой случай. Был у меня слабый студент, но невероятно простодушный. Попался ему вопрос о моноплакофорах. Моноплакофоры - такие моллюски, которые имею несколько пар жабр и почек. Студент «плавает». Я его спрашиваю, в чем особенности жабр моноплакофор? Он не знает. Тогда я начинаю «издалека»: «Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, где живут моноплакофоры? На дере….» - студент продолжает: «….деревьях?». «Да! И, падая с деревьев, моноплакофоры, чтобы не разбиться, расправляют что?» - «Жабры?» - «Верно!». Парень счастлив, что угадал. Студенты, слушающие этот диалог, держатся за животы (в реальности моноплакофоры - обитатели глубин морей). Я тоже не выдержал. Студент понял, что над ним пошутили. Честно говоря, я даже гордился этой историей. Но однажды, пересказав ее коллеге, услышал мягкое порицание, что нельзя так издеваться над студентами. Я задумался и с тех пор подобное не практикую. В то же время, в Ленинграде 1980-х была популярна история, связанная с известным гистологом Александром Станиславовичем Догелем (отцом В.А. Догеля). Он любил подсовывать на экзамене гистологический препарат, который приводил студентов в полное отчаяние. На препарате фрагменты жировой ткани шли вперемешку с мышечной и соединительной. Один студент не выдержал, швырнул препарат со словами «Колбаса какая-то!». «Да, верно!» - ответил А.С. Это действительно был кусочек колбасы (дореволюционной!!!), порезанный на микротоме. «Издевательство», ставшее мифом. Возможно, кто-то из вас тоже что-то вспомнит. Но все же я считаю, что наиболее эффективным средством было и остается мотивирование чем-то положительным. Я даже слышал такую мысль: «Влюби в себя студентов и они будут выкладываться по полной!». Я помню, как на смену тусклым преподавателям английском к нам в аспирантуру пришла девушка с совершенно другим подходом: ей хотелось понравиться, мы готовились к занятиям, шли на них как на праздник. А потом она уехала и на смену пришла заведующая кафедрой, которая фыркала, давала нелестные эпитеты и т.д.