Вёльфлин. ПЛОСКОСТЬ И ГЛУБИНА. ТЕКТОНИЧНОСТЬ И АТЕКТОНИЧНОСТЬ
Apr 08, 2016 07:29
Это два больших раздела, при внимательном изучении, можно рассмотреть с помощью одних и тех же картин. Я решила, чтобы не повторяться, соединить их в одном посте.
Начну с живописи.
PATENIER, Joachim - Baptism of Christ, 1515/1524
"Крещение Христа" Йоахима Патинира является прекрасным изображением плоскостного стиля. Хотя река и задний план пытаются провести нас в глубину, мы вновь и вновь возвращаемся к переднему плану. Можно четко разделить лини за счет техники изображения, нанесения красок. Вот первый план - Христос с Иоанном Крестителем, второй - граждане, третий - гора, четвертый - холма, леса. К тому же, эта картина имеет закрытую форму, все плоскости крепко связаны друг с другом. Если начать движение от Христа с правой стороны, по течению реки, проскальзывая гору (цвет перекликается с рекой именно в этом месте), я, через одиноко стоящего человека, перехожу к кучке людей и вновь возвращаюсь к Христу с левой стороны, замыкая круг. Дерево слева и река справа прикрепляют меня к раме, создавая вертикальные линии. Рука Иоанна, создают горизонтальную линию и мысленно она пересекается с уже имеющимися вертикальными линиями. И самое главное здесь имеется центральная ось, которая идет от Бога - голубь - Христос. Тело замирает, дыхание успокаивается, мышцы расслабляются. Все это рождает во мне ощущение спокойствия, тихой радости, умиротворения.
В картине Рубенса "Крещение Христа" использованы все приемы барокко - косое движение от Христа в сторону окрещенных людей, смещение центральной оси левее ( и хотя дерево стоит по центру, оно больше нужно для поддержания картины, чем акцента), создание глубины, за счет противопоставления персонажей переднего края с задними. Хоть Христос и на переднем плане, за счет игры света и тени, затушевывания плоскостей, я иду в глубину, которую еще больше подчеркивают 2 девушки, изображенные между деревьями и людьми. Крещение происходит под деревом, это не дает замкнутости. Наоборот, форма открытая, подвижная, все движется и дышит. Мое тело начинает активно дышать, вдох глубокий, мощный; мышцы подтягиваются, кровоток усиливается, я начинаю делать какие-то фигуры, движения.
Pietà by Michelangelo Buonarroti
Пьета Микеланджело вписана точно в плоскость, округлую плоскость, центральная ось проходит через голову Богоматери и бедра Христа, композиция симметрична и плоскостна.
Грегорио Фернандес. Пьета
Пьета, испанского скульптора Грегорио Фернандеса, очень эмоциональна, движение по косой ведет в глубину, смещение оси, неустойчивое равновесие; открытая, живая форма.
Lucas_van_Leyden_ Ecco home
Несмотря на то, что Лукас ван Лейден в рис. "Се человек" пытается увести нас в глубину, я вновь и вновь вижу, что это плоскостное изображение. Как и в случае с Патиниром, глаз различает отдельные плоскости, что не дает оторваться мне от переднего плана и следовать за перспективой. Форма рис. закрытая - вертикаль слева, справа заполненное пространство - башей и небом, которое пересекается с горизонталью, образованной площадкой.
Rembrandt ecco home
Рисунок Рембрандта, композиционно повторяющий рис. Лукаса, имеет больше воздуха, пространства, больше открытости, глубины. И вновь движение по косой, светотень, придающая движение и объем. Половинчатые люди, здания, изображенные посреди стены, заставляют воображение дорисовывать все, нет привязки к краям рисунка.
Эскориал, Мадрид
Эскориал, Мадрид
Эскориал, Мадрид
Испанский Эскориал истинный образец плоскостного стиля в архитектуре. Все четко, под прямым углом друг к другу, геометрически точная и выверенная форма. Все связанной друг с другом.
Ступиниджи близ Турина
Ступиниджи близ Турина
Площадка, образованная небольшими зданиями, сразу ведет нас в глубину, к дворцу Ступиниджи близ Турина. Подходя все ближе к замку, я обращаю внимание, что его левое и правое крыло стоят под небольшим углом к основной части. Создается впечатление будто это лопасти мельницы, которые сейчас начнут движение.