В составе «старого ЖЖ» очередная потеря. Умер Максим Кононенко, он же Мистер Паркер. Не помню, были мы френдами или нет, но я его читал, да и трудно было тогда его не читать. Яркий, ироничный, креативный, он выделялся даже на фоне той звёздной тусовки, что было не просто. Тогда все были талантливы… так же как и сто лет назад, и так же как тогда - кто-то умер, кто-то исчез, кто-то разменял свой талант на звонкую монету, кто-то вроде делает всё то же самое, только получается уныло и скучно… да, немного берёт жуть от этих параллелей.
Помню, я читал его проект владимирвладимирович.ру... Сейчас и вспомнить удивительно - хотя тексты Максима уже тогда понемногу двигались в сторону льстивого верноподданничества, но всё же в них долгое время оставалось нечто живое и актуальное, он как-то ухватывал сгущавшуюся атмосферу времени и отображал в своих ёрнических заметках. Если я правильно помню, именно Кононенко впервые ввёл термин «андроиды» по отношению к депутатам Госдумы, впрочем, в его выдуманном мирке все были в той или иной степени андроидами, а среди них лишь один настоящий человек (и вы его знаете). Даже и не поймёшь, была ли это такая тонкая ирония или искреннее восхищение, впрочем, рискну предположить, что и сам Максим вряд ли бы смог честно ответить на этот вопрос.
Потом его окончательно снесло в пропагандистский угар, как и многих, очень многих в то время. Опять же, не знаю, насколько это было вызвано искренним велением души, насколько честолюбием и корыстью, тут уж точно не мне судить. Но результат оказался немного предсказуем. Как у Стругацких:
«Господин Президент считает, что купил живописца Квадригу. Это ошибка. Он купил халтурщика Квадригу, а живописец протек между пальцами и умер»
Впрочем, у нас теперь некоторые произведения Стругацких можно целыми страницами цитировать, и всё будет «в жилу», порой кажется, что мы живём в мире, придуманном и описанном Стругацкими.
Последние годы Максим вёл телеграмм-канал, в который я изредка заглядывал по старой памяти, и чтение это было удручающим. Мелькала там иногда искорка былого таланта, как метеор в ночном небе, а в остальном - скромное благомыслие и участие в ритуальных славословиях в адрес Леонида Слуцкого, главного ЛДПРовца. Мне в этом, правда, виделось нечто трогательное - что почётный депутат взял на содержание ветерана сетевых баталий, хотя и на понятных условиях, что называется, «за каждый скормленный витамин я потребую от вас множество мелких услуг». Боюсь даже представить каково это - за все свои старания и за отказ от идеалов молодости получать содержание у одного из тех, кого презирал и обзывал «андроидом».
Как в старом советском анекдоте про то, как Брежнев в аду видит Мэрлин Монро, сидящую на коленях у Хрущева, и говорит: «вот, такое же наказание как у него хочу!», а черти отвечают: «это не ему, это ей наказание».
Так что, может, стоило бы про Кононенко написать не «умер», а «отмучился». Но, наверное, всё же лучше бы вспоминать про него в лучшие времена, когда он блистал в блогосфере, когда был героем Живого журнала, великим Мистером Паркером, легендой из эпохи легенд, а не тем, кем стал потом.