Дитя погоды

Nov 07, 2019 14:46

В праздничный понедельник 4 ноября ходили в кино на новый мультфильм Макото Синкая (кстати, мне кажется, хорошая традиция - отмечать день единства и согласия, а заодно и Хэллоуин просмотром аниме, всё равно непонятно, что в этот праздник надо делать, не вырезать же из тыкв головы Минина и Пожарского). Синкай как всегда поразительно красив, атмосферен и воздушен… а вот сюжет фильма (опять же, как всегда) вызывает некоторое недоумение.

Синкай в очередной раз пытается совмещать обыденность с фантастичностью, по заветам анимешного всего Хаяо Миядзаки, и как-то вот оно не очень выходит. Причём к обыденности вопросов нет, «усё как в жизни», а вот фантастический элемент какой-то невразумительный. Есть девочка, которая ни с того ни с сего получила от Неба дар управлять погодой. Что там за Небо такое, по каким законам всё это работает, толком не понятно, такое ощущение, что Синкай в отличие от Миядзаки не чувствует фактуру, всего этого мира природных духов, и тем не менее пытается в эту сферу лезть и получается слабо, хотя и не настолько плохо, как это было в «Ловцах забытых голосов».

Сам сюжет можно изложить в одном абзаце - он короткий, прямой и простой как шпала. Если в «Твоём имени» режиссёру явно не хватало времени на то, чтобы рассказать историю целиком, и по-хорошему стоило бы развернуть тот фильм в сериал, то тут наоборот - сюжет для короткометражки развёрнут в полный метр, и завязка сюжета приключается только где-то ближе к середине, а до этого идёт долгая подробная экспозиция. Впрочем, совсем уж проходных сцен в фильме нет, Синкай, надо отдать должное его заметно выросшему за последние годы профессионализму, насыщает пространство боковыми линиями, второстепенными персонажами и отдельными яркими деталями (один только котик по кличке Дождик чего стоит!), так что смотреть отнюдь не скучно, но всё же сюжетной начинки не хватает.

Что касается персонажей. Главные герои - абсолютно типичные для Синкая романтический мальчик и романтическая девочка, которые кочуют у него из одного фильма в другой. Причём если в «Твоём имени» их отношения ещё хоть как-то иронически обыгрывались за счёт того, что герои менялись сознанием, и это создавало разные интересные коллизии, то тут всё прямо в лоб и дальше по накатанной. Она его за муки голода полюбила, а он её за подаренный бургер (и всё это не где-нибудь, а в макдональдсе, с рекламой на весь экран… привет Бекмамбетову). Зато второстепенные персонажи очень хороши, прям как на подбор. Младший брат главной героини - малолетний ladies' man, умело манипулирующий многочисленными подружками (сцена побега из полицейского участка просто мини-шедевр). Журналист из жёлтого издания, пишущий о летающих тарелках и о всяких городских легендах, - циничный, прожжённый и при этом сохранивший остатки юношеской романтичности (иллюстрация того, во что превращаются типичные синкаевские мальчики во взрослом возрасте). Он же, пожалуй, самый интересный из персонажей фильма, со сложной мотивацией, действительно мучающийся моральным выбором (в отличие от главных героев), и он единственный, кто растёт и развивается, все остальные какими были, такими и остались. А, да, ещё котик растёт и развивается из робкого пушистого комочка в могучего наглого котяру, вообще котик при каждом своём появлении на экране затмевает всех персонажей и забирает внимание аудитории на себя.

Ещё одна обычная для Синкая деталь - он очень хорошо умеет показывать размеренность обыденной жизни, внутренние монологи, психологические нюансы (и ещё котиков!) и совсем не умеет показывать экшн. При том, что по технике изображения претензий нет, всё лихо и круто нарисовано, только вот выглядит фальшиво. Когда типичный синкаевский романтичный мальчик хватается за пистолет, так и хочется закричать: «не верю!». И не то чтобы ситуация была недостоверной, в жизни всякое бывает, просто такой персонаж с оружием не сочетается, никак.

Ну и что касается основной идеи фильма: «миру погибнуть, а мне с моей любимой под сакурой обниматься» - звучит эгоистично, да, но не стоит забывать, что герою 16 лет, в таком возрасте действительно кажется, что миром правит любовь, и что душевные порывы оправдывают всё, так что да, идея фильма вполне адекватна его общему подростковому настрою.

Так что в моём хит-параде лучших фильмов Синкая всё так же на первых местах остаются «Пять сантиметров в секунду» и «Сад изящных слов», из тех времён, когда Синкай снимал скорее для себя, чем для публики. Поэтому в «Пяти сантиметрах в секунду» он мог себе позволить и подчёркнутое отсутствие хэппи-энда, и издевательство над зрителями в форме получасовой демонстрации электрички, едущей сквозь снежную бурю (привет Тарковскому). А «Сад изящных слов» хорош тем, что в нём нет вообще никакого фантастического элемента и тем, что сюжет в нём укладывается ровно в положенные 45 минут, и темп повествование выдержан идеально от первого до последнего кадра. Ну и ещё тем, что это взрослое произведение со сложной композицией и взаимодействием персонажей, и несмотря на камерность, очень динамичным, напряжённым сюжетом, и при этом никакого экшена с драками и перестрелками. И ещё там откровенно и честно показано, что происходит с типичными синкаевскими романтичными девочками, когда они вырастают (спойлер: ничего хорошего).

Впрочем, всё это моё ворчание не отменяет того, что «Дитя погоды» вполне себе хороший фильм, красивый, профессионально нарисованный. А перечисленные замечания - это особенности фирменного стиля Макото Синкая, ничего с этим не поделаешь, у каждого крупного творца есть свои любимые приёмы и свои слабые места. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы Синкай больше опирался на то, что у него хорошо получается, но что уж тут советовать; художник такого уровня сам выбирает, что и как ему рисовать.

Аниме

Previous post Next post
Up