В этом году фестиваль «Времена и эпохи» вырвался из парка Коломенского, как партизан Ковпак из окружения, и радостно распространился по всей Москве, добравшись даже до глухих окраин, где что-нибудь интересное и необычное последний раз происходило ещё при старом режиме, причём даже не знаю при каком из них. И мне удачно повезло попасть на несколько мероприятий, и на окраине, и в центре.
В прошлый четверг в парке Героев Первой мировой войны собирались реконструкторы соответствующей эпохи, притащили туда огроменный самолёт (даже и не знаю, как его транспортировали, такое ощущение, что собирали прямо на месте), пару пушек, кучу всякой аутентичной техники, устроили полевую кухню и почему-то поляну для игры в крокет (какое отношение крокет имеет к Первой мировой войне я не знаю, впрочем, если верить Льюису Кэрролу, крокет игра очень агрессивная и опасная, куда там рэгби). В одном месте специально для детишек повесили мешки, чтобы их колоть штыками, и мишень для метания гранат. Но туда я не пошёл, мало ли, куда детишки гранату запустят.
Я, кстати, очень удивился самому парку. Совсем рядом с метро «Сокол», сколько раз я там ходил по делам и просто гулял, и проезжал мимо на троллейбусе, и даже не думал, что там такой большой парк. Там же стоит кинотеатр «Ленинград», ныне пребывающий в запустении. А сам парк красивый и ухоженный, в нём стоит несколько мемориалов и памятных знаков, посвящённых Первой мировой войне и её жертвам. Знаки, кстати, классические - очень строгие, простые и сдержано-возвышенные. Ещё есть небольшая церковь посредине парка и памятник «Олень с оленёнком» (не очень понятно, причём тут олень, но памятник симпатичный). Вообще, парк гармоничный. Несколько смущает только то, что разбит он на месте бывшего кладбища, от которого осталась лишь одна большая надгробная плита.
В рамках фестиваля в тот день проходило выступление кабаре «Дореволюционный советчик», ради которого я, собственно, и поехал на «Сокол». Выступление оказалось абсолютно превосходным, вживую «Дорсов» звучит ещё веселее, чем в записи. Правда, из аппаратуры стояли только две небольшие колонки, иногда им не хватало мощности, но, с другой стороны, для такой маленькой сцены и небольшой площадки перед сценой как-то и нет смысла ставить что-то более серьёзное. Из песен прозвучали аж целых три ремейка Цоя, новая песня «Батяня Махно», «Атака мертвецов» (эту я, кстати, в записи не слышал, либо она совсем новая, либо совсем старая), ну и вообще много разных и новых, и старых песен. Отдельным номером шли хип-хоп композиции («мавританские верлибры», как их называли солисты, хотя мне кажется «мавританские речитативы» было бы точнее). Хип-хоп я не очень люблю, но надо признать в исполнении «Советчика» звучит он очень бодро и энергично, гораздо энергичнее, чем в записи.
К некоторому моему удивлению на концерте прозвучала и песня «Мракобесие и самодержавие», скажем так, проводящая некоторые параллели между состоянием общества и власти сто лет назад и сейчас. Смело. Впрочем, я полагаю, приглашали «Советчика» организаторы фестиваля, а не мэрия, так что можно было несколько расслабиться. Песня собрала шквал аплодисментов (впрочем, как и остальные, вообще публика реагировала весьма активно), ещё понимающим смехом была встречена строчка из «Мемуаров Крупской»: «коммунисты - самый циничный народ». Впрочем, у нас тут снова наступали времена, когда политические смыслы лезут из всех щелей, даже если их туда и не вписывали изначально. Прям как во времена моего детства, помню, как мы с мамой смотрели «Убить дракона» и гадали, кого Захаров вывел в образе Бургомистра - Хрущева или Брежнева (кого символизировал Дракон - вопрос не возникал). Я в таких случаях всегда вспоминаю, как в «1985» Дьердя Далоша постановка «Гамлета» перерастает в политическое выступление:
«А во время сцены, когда нанятые Гамлетом бродячие актеры разыгрывают перед Клавдием убийство отца Гамлета, произошла настоящая демонстрация. Король, борясь с уколами собственной совести, в ярости кричит: "Дайте сюда огня!" Несколько полицейских подхватили: "Дайте свет!" И тут разразилась буря. Студенты начали скандировать: "Клавдий, думаешь ты зря, что нет убийц страшней тебя".
Хороший роман, кстати. В мире Оруэлла рассказывается о крушении восточноевропейских социалистических режимов и попытках построить на их месте нечто новое, очень много схожего, естественно, с тем, что творилось в то же время в СССР.
Зрителей на концерте собралось не много. По ощущениям, примерно половина сознательно шли на «Советчика», ещё половина просто гуляли в парке и на фестивале, а потом, услышав музыку, присоединились к слушателям. Забавно выглядело другое. Сцену поставили прямо возле входа в парк, рядом с главной аллеей, по которой шли обычные прохожие, со стороны метро и троллейбусов к домам. Прохожие косились на сцену с некоторым недоумением, но я видел, как двое или трое из них остановились и с интересом прислушались. Ещё забавнее смотрелось то, что многие зрители пришли на концерт с маленькими детьми, а те залезли на сцену, сели возле ног солиста, а парочка девочек даже пыталась танцевать под хип-хоп. Учитывая, что содержание текстов песен «Советчика» по большей части несколько выламывается за рамки «16+», а то и «18+», выглядело это несколько иронично. Во время исполнения песни про «Биплан» солисту пришлось даже замычать несколько особо выдающихся строчек и потом извиниться перед публикой.
****
А вот в прошлую субботу я совершенно случайно оказался на Страстном бульваре и увидел там ещё один кусок фестиваля «Времена и эпохи», а именно походный лагерь русского и французского войск времён Отечественной войны 1812 года. Причём всё сделано полноценно, по реконструкторски. Маркитанский обоз, шорник, кузнец, куча палаток с оружием, обмундированием. Люди в мундирах, с ружьями (дула, понятно, забиты) и саблями (затупленными), очень симпатичные меховые шапки у гренадёров, прям на зависть.
Из мероприятий видел только одно: седоусый мужчина в гусарском мундире представлял дам, одетых в платья XIX века. Действо несколько напоминало то ли выставку достижений народного хозяйства («посмотрите какая вышивка, и всё вручную!»), то ли представление лошадей («посмотрите, какая грация, какая осанка»!), но смотрелось интересно, стоит признать. Дальше на Тверском бульваре стояли ещё несколько клубов реконструкции, правда, уже по одной палатке. Меня больше всего заинтересовал клуб, занимающийся войной Севера и Юга, вот уж не думал, что у нас в России есть такие.
***
Наконец, в понедельник довелось побывать (недолго) в центре, возле Тверской улицы. Правда, было это уже после всяких событий. Выйдя из метро на «Театральной», мы сразу оценили количество публики (и полиции), после чего двинули в сторону «Китай-города», а оттуда по улице Кузнецкий мост и далее по Большой Дмитровке. Пару раз пытались свернут на Тверскую, но везде натыкались на рамки и полицию, так что решили ну его, обойдёмся. На Кузнецком мосту зато видели конструкцию из стеклянных павильонов, в которых выставлялось всякое разное: мастерская первопечатника Федорова, бакалейная лавка, археологический раскоп. Всё это выглядело несколько скомкано, слишком уж мало места, чтобы развернуться (и много людей), всё-таки для полноценной реконструкторской деятельности требуется простор.
Дальше видели реконструкцию съёмок фильма начала века, с весьма аутентично выглядящей кинокамерой. Потом добрались до Страстного бульвара, посмотрели на всё тех же русских и французов. Но они уже разъезжались, палаток стало меньше. А вот зрителей больше, так что толком и посмотреть ничего не удалось. Опять полюбовались на стройные ряды автозаков и омонцев. Жалко стало реконструкторов. Для них фестиваль «Времена и эпохи» - хороший способ показать себя широкой публике, да и просто собраться вместе потусить, и отыграть роли. А тут такая возможность оказаться не в «Коломенском» - месте хорошем, но окраинном, а в самом центре. И тут ба-бах - митинг, омон, перекрытые улицы и так далее. Неприятно. Вполне понимаю тех реконструкторов, кто сейчас пишет в адрес Навального обидные слова.