По традиции в первые дни каникул подвожу некоторые итоги прошедшего года, как личные, так и общественные. Всё, что я пишу, это субъективные наблюдения, ограниченные моим весьма скромным кругозором, то, чем запомнился год лично мне.
Итак. Начну с ситуации в стране. В минувшем году в России ничего особенно интересного не происходило, но зато некоторые тенденции последних лет начали обретать большую чёткость и понятность. Российская экономика продолжает адаптироваться к новому состоянию снижения нефтяных цен и «войны санкций». Падение ВВП замедлилось, цены более-менее стабилизировались, как и валютный курс (в этом году не было осеннего падения рубля, как в два предыдущих, что, по идее, тоже свидетельствует о некоторой стабилизации), в следующем году вполне может произойти и некоторый рост производства. Только вот доходы населения и платежеспособный спрос весь год падали, причём довольно заметно и явно опережая падение ВВП. У меня сложилось стойкое ощущение, что такая разбалансированность связана с кривизной отечественной экономической статистики. Я немного сталкивался с тем, как формируются исходные данные в нашей системе сбора информации, и видел, сколько в них приписок, утаиваний, фальсификаций, как преднамеренных, так и случайных. И это в Москве, где всё-таки более-менее налажен внутренний и внешний контроль информации, а что творится в регионах, страшно даже и представить. Так вот, мне кажется, что падение общего спроса в последние годы связано именно с падением уровня производства и доходов в «серой» экономике и в тех секторах, которые по тем или иным причинам занимаются приписками в отчётности в части доходов и прибыли. Но опять же, это лишь мнение, доказать его трудно, единственное только что я бы всё-таки при анализе экономической динамики в России ориентировался именно на данные по спросу, тут хоть какая-то относительно твёрдая почва имеется, а всё, что касается официальных данных по ВВП, инфляции, прибылям корпораций - болото.
Если же говорить о перспективах экономики, то понятно, что ближайшие два-три года «в среднем по больнице» нас ожидает стагнация, но если смотреть в разрезе по отраслям и территориям, то там будет продолжаться реструктуризация экономики. Рост сельского хозяйства и, соответственно, южных регионов России, продолжение упадка небольших промышленных городов на Севере и Урале. В бюджетной сфере продолжится сокращение расходов и усиление давления на предприятия и граждан с целью выжать ещё больше денег любыми способами. Соответственно, продолжится падение доходов и платёжеспособного спроса. Про сколь-нибудь длительные перспективы (пять-десять лет) говорить бессмысленно, слишком много непредсказуемых факторов. Вообще, у России сейчас есть неплохой потенциал для экономического роста - благодаря девальвации у нас сильно подешевели средства производства, да и рабочая сила у нас не столь дорогая, как в Европе (хотя всё равно дороже, чем в Юго-Восточной Азии), но удастся ли использовать этот потенциал - большой вопрос.
Второй важный тренд ушедшего года - усиление репрессивного аппарата и практики государственного террора. Причём, как это обычно и бывает, охват репрессий расширился, под него попадают уже и губернаторы, и сами силовики, и даже один федеральный министр (чего уже давненько не наблюдалось). Понятно, что в тех сферах машина насилия используется в значительной степени для разрешения конфликтов внутри элиты (как это было, кстати, и во времена начала сталинского террора), но от этого становится, пожалуй, даже страшнее. Уж если таких людей арестовывают, то что уж говорить о нас, мелких сошках, нас-то система раздавит и не заметит. Что, собственно, и происходило весь прошедший год. Особенно, конечно, впечатляли реальные сроки за постинги и репостинги в соцсетях. Ну и отдельно впечатлила в конце года история с Ильдаром Дадиным - не очень понятно, что и как происходило, но вывод из этой истории вполне очевиден - государство явно продемонстрировало, что запрещая на словах пытки в местах лишения свободы, на практике будет на них закрывать глаза, а неофициально и вовсе одобрять. И волна общественного обсуждения и осуждения практики пыток никак не способна помешать, а скорее даже наоборот укрепляет силовиков в их решимости.
Вообще, замечу в сторону, то немногое, что ещё осталось в России от гражданского общества, ныне пребывает в сложном положении. Никак не реагировать на продолжающийся зажим независимых общественных движений, оно не может, но любая попытка поднять голос в защиту себя или кого-нибудь другого, приводит лишь к тому, что государство начинает давить ещё сильнее. Тем более что за последние годы оно научилось удивительно ловко расправляться с неугодными, оставаясь относительно в рамках закона - либо с помощью внедрения в общественные структуры своих людей, либо посредством «борьбы с иностранными агентами». Правда, ближе к концу года государство спохватилось, обнаружив, что уничтожение общественных организаций влечёт за собой уничтожение и волонтёрских движений, и фондов социальной помощи. Так что даже была предпринята попытка отыграть назад и поддержать тех, кто занимается чистой благотворительностью, но понятно, что это так и останется благими намерениями, а в реальности машина репрессий уже набрала ход и будет давить всех подряд (это вообще проблема массовых репрессий: как только они разворачиваются во всю мощь, то теряют управляемость).
Единственной относительно интересной темой общественной дискуссии в этом году стал вопрос о том, сколько просуществует нынешний политический режим. Кто-то давал режиму восемь лет (до 2024 года), кто-то - 10-15, кто-то вообще исходил из того, что режим мало того, что просуществует до 2042 года, но как раз к тому моменту обретёт полноту и законченность. Я бы по поводу этой дискуссии скромно бы заметил, что исходя из предшествующих 25 лет существования Российской Федерации, очень сложно спрогнозировать следующие не то что 25, но даже и 5 лет. Всё-таки не стоит забывать, что мы живём в очень юной политической системе, в которой общественные и политические институты, законодательство, да и те же самые культурные нормы формируются и трансформируются прямо у нас на глазах. Понятно, что на этот процесс влияет огромный опыт государственного и общественного строительства времён СССР и романовской империи (причём опыт романовской империи сейчас оказывается более ценен, потому что опыт СССР всё таки слишком пронизан идеологичностью, что нынешней России явно чуждо, а вот империя Романовых в этом отношении отличалась куда большей гибкостью), но всё же полностью реконструировать режим времён Александра III или Леонида Ильича мы не можем.
Куда заведёт нас этот процесс становления политической системы сказать трудно. Мне кажется, что каких-то резких поворотов ждать не стоит, изменения будут накапливаться постепенно, а заметные изменения будут видны лишь в длительно перспективе (как сейчас, например, видны действительно значительные изменения по сравнению, например, с 1999 годом). По всей видимости, будет продолжаться упрощение системы, усиление федерализации де факто при сохранении «вертикали власти» де юре, борьба с неофициальной экономикой, зажимание гражданской активности, ну и так далее. В целом же есть такое ощущение (подчёркиваю, ощущение), что в ближайшие годы в какой-нибудь совсем уж мрачный кризис Россия не свалится, но и двинуться вперёд тоже не сможет. Скорее будет такое подрагивание то вверх, то вниз, с общим вектором на дальнейшее сползание, но достаточно медленное сползание, так что общество привыкнет к тому, что да, каждое следующее поколение живёт немного хуже предыдущего, но так уж сложилось, ничего с этим не поделаешь.