Сериалы и большие нарративы

Sep 01, 2014 22:29

Посмотрел запись лекции Виталия Куренного «Теория "большого сериального взрыва"» (у нескольких человек видел эту ссылку, вот и решил всё-таки приобщиться), и что могу сказать. Лекция очень слабая, много банальностей, лектор не слишком-то хорошо разбирается в теме. Но что меня особенно поразило, так это критика идеи Лиотара о том, что ситуация постмодерна характеризуется гибелью всех больших нарративов. Куренной возражает, что нет, большие нарративы продолжают существовать, и в качестве примера приводит сериал «Игра престолов».

Удивительная вещь, ну, нельзя же понимать Лиотара в таком упрощённо-буквальном смысле (интересно, Куренной-то самого Лиотара читал или, как это обычно бывает, знаком по пересказу?). Под большим нарративом Лиотар подразумевает не масштабный литературный сюжет, а представление об истории человечества как о целенаправленном процессе, инспирированном некими внешними или внутренними силами и проходящем определённые стадии развития от завязки до развязки. И неважно, какие именно идеи лежат в основе этого процесса - экономические, политические или религиозные (классовая борьба, соперничество рас, научно-технический прогресс, наступление Царства Божьего) - все они подверглись деконструкции, и в постмодерне история человечества воспринимается лишь как набор отдельных событий, который влекут за собой другие события. Без цели и без смысла.

И как раз «Игра престолов» служит отличной иллюстрацией идеи Лиотара, потому что этот сериал как раз и строится на том, что сначала появляется завязка большого нарратива, а затем на развитии или кульминации этот нарратив разрушается, обычно путём гибели центрального персонажа. Так что вся история сериала становится чем-то вроде пространства разрушенных сюжетов. Есть осколки истории семейств Старков, Ланистеров и Таргариенов, осколки истории противостояния ледяным зомби из-за Стены, история разрушения единства Семи Королевств и так далее. Скорее всего, именно поэтому Мартин всё никак не может закончить книжную серию, её просто невозможно закончить. Нет нарратива = нет финала.

Хотя, конечно, так уж если зарыться ещё на уровень глубже, в «Игре престолов» есть таки большой нарратив, который как раз и состоит в деконструкции нарративов. В этом отношении сериал как раз получается очень точно отображает ситуацию постмодерна с его парадоксальным лозунгом «самая великая истина состоит в том, что нет никаких великих истин».

Тут, кстати, возникает интересная тема - как большой нарратив отражается в сериалах, будь то большой нарратив из реальной жизни (например, в практически всех сериалах о войне) или из выдуманного мира (например, в «Вавилоне 5» сюжет о противостоянии Теней и Ворлонцев). Из этого могла бы получиться хорошая лекция, перерастающая в серьёзную дискуссию (потому что сразу много спорных вопросов возникнет практически вокруг каждого популярного и качественного сериала). Но, увы, Куренной не потянул. А причина одна - невнимательное чтение классиков!

Заметки

Previous post Next post
Up