Две миссии

Jul 20, 2011 18:58

Читаю сейчас книгу брата Андрея (да, вот так себя автор именует ) в соавторстве с Верном Бекером «С любовью к братьям моим» о миссии по тайной доставке христианской литературы, в основном, конечно, Библии, в те страны, где христианство было, а кое-где и сейчас остается под запретом. Возил брат Андрей литературу и в Восточную Европу времен коммунизма. И вот он вспоминает, как ездил в Чехословакию в 1968 году, сразу после ввода советских войск. Какой ужас царил в чехословацком обществе, как люди ненавидели советских солдат, как пытались всеми способами сбежать из родной страны. Вспоминает Восточный Берлин. Как после строительства стены многие немцы кончали жизнь самоубийством, в том числе и один его знакомый, причем пастор. Вспоминает, как шел поговорить с одной верующей женщиной, которая впала в тяжелую депрессию, и нашел ее уже мертвой, она тоже покончила с собой, при помощи газа.

Чтение, надо сказать, весьма поучительное и заставляющее по-другому взглянуть на, скажем так, «пребывание» советских войск в Европе. Мы как-то вот привыкли считать, что советские войска - это такой подарок судьбы, и что куда приходят русские, туда они приносят счастье, процветание, благополучие, а неблагодарные местные жители почему-то ненавидят своих благодетелей, вот такие вот они странные. Я и сам слышал фразы типа: «чехи - неблагодарные скоты, мы им метро в Праге построили, а они нас теперь ненавидят».

А на то, чтобы взглянуть на ситуацию глазами облагодетельствованных, нам как-то вот умения и понимания не хватает. Для них-то Советская армия и советский строй отнюдь не были чем-то желанным, а очень даже наоборот. И ненависть к оккупантам, и термин «империя зла», и огромная искренняя симпатия к Горбачеву в бывших соцстранах не просто так возникли, и не от «инстинктивной ненависти к русским», как мы это себе обычно и привычно объясняем.

Мне кажется, что на самом деле вот эта давняя, идущая как минимум с 19 века, уверенность в том, что Россия по своей природе всегда благодетельствует кому-то, ведет к процветанию, модернизирует и тому подобное, связана с тем, что Россия почти 300 лет подтягивала к своему уровню окраины, населенные дикими племенами. И эту цивилизаторскую миссию Россия впоследствии подсознательно перенесла на свой поход в Европу, а вот времена СССР к этому еще и добавилась абсолютная уверенность в том, что советский строй - это нечто прогрессивное, что это будущее и что строительство социализма в Восточной Европе это лучшее, что только может произойти.

А вот то, что у обитателей этой самой Европы может оказаться свое представление о собственной судьбе, о социализме и советском «пребывании» - об этом никто даже и подумать не мог. А ведь это были отнюдь не дикарские страны, цивилизация там существовала задолго до прихода советских войск, и метро в Праге наверняка бы построили и без участия СССР, если уж на то пошло.

Впрочем, я понимаю, что в СССР, да и в современной России, как-то не принято смотреть на себя чужими глазами. А принято считать себя единственно правыми, единственно умными и вообще подарком для всего мира, который мир, вот такой вот он глупый, все никак не оценит по достоинству. Но вообще, конечно, ситуация, когда люди убивают себя после того, как лишаются возможности выбраться из-под власти некоего режима, говорит об этом режиме гораздо больше сотен исторических трудов и «Архипелагов ГУЛАГов».

А в целом интересное получается противопоставление двух миссий - с одной стороны СССР с его громким, масштабным, насильственным строительством социализма, с другой - небольшая группа людей, которая всего лишь мирно привозит экземпляры древней книги. Великое царство рушится с грохотом и скрежетом, не протянув и века. А группка людей продолжает свою работу так же как делает это уже две тысячи лет.

Заметки, Книги, Вера

Previous post Next post
Up