Год назад, в это самое время, я спасалась от московского дымного ада на Севере.
Главное, что требовалось перед поездкой - это подготовить транспортное средство и загрузить его до потолка рюкзаками и продуктами (в основном, тушенкой, сгущенкой и рисом).
Мы рассчитывали добраться до Хибин за один день, через Ярославль-Вологду-Пудож и дальше по восточному берегу Онежского озера. Но, не смотря на все старания, стартовать раньше 11 утра не получилось, так что ночевать пришлось в Пудоже, в гостинце с охраняемой парковкой и с удобствами на этаже. На следующий день обедали уже в придорожном кафе на Полярном кругу расстегаями с сёмгой, жарким из оленины и пирожными с морошкой (~350 рублей на человека) и к вечеру были в Кировске. Дороги на всем маршруте порадовали (правда, и наш пепелац - почти вездеход). Особенно удивили дороги в Мурманской области - ровные и пустые, главное - не заснуть за рулем.
В Кировске мы поселились на базе МГУ (примерно за 300 р. с носа в сутки), со всеми удобствами на этаже. Первые несколько дней мы акклиматизировались в окрестных горах и питались голубикой и грибами. Примерно в 5 км от базы, в ущелье Гакмана, нашли развалины старого ловчаритового рудника и многоступенчатый водопад. Если пройти дальше по ущелью, можно подняться на плато, откуда открывается вид на долину реки Тульёк и Умбозеро. После +37 в Москве местные +15 - очень комфортная температура, но требует привыкания.
Следующей нашей целью было «позагорать» на Баренцевом море. До недавнего времени для въезда туда необходимо было заблаговременно оформлять пропуск. Но в том году в погранзону нас пропустили быстро и без вопросов, записав данные паспортов.
На острове Средний на базе геологов мы увидели одинокий Паджеро с открытым капотом и озадаченного водителя рядом: после преодоления очередного брода (по законам жанра, самого удаленного от цивилизации) у японского джипа отказала электроника. Поскольку автомобиль был взят напрокат, водитель был обеспокоен сильнее, чем был бы, если бы это была его машина. Позже выяснилось, что вода попала на некий датчик в глушителе, и этот датчик отключил всю электронику в когда-то легендарном внедорожнике.
Проехав все броды без потерь, мы оказались на пустынном берегу Баренцева моря, на самой северной точке Кольского - полуострове Рыбачьем. Единственное, что нарушало монотонность арктического пейзажа, - это красная башня маяка. И теленок, лежащий у крыльца избы маячника и неожиданно громко залаявший, оказавшись огромной лохматой собакой.
На обратном пути с Рыбачьего нам встретилась машина маячника - тюнингованный 157-й ЗИЛ, оборудованный в полном соответствии с руководством: колеса такие, как если бы на жигули прикрутили колеса от КАМАЗа, плюс бытовка с печкой на прицепе на случай, если на суровых местных просторах вдруг придется заночевать.
Следующая наша ночевка была у подножья хребта Муста-Тунтури, где во время Второй Мировой войны проходила линия фронта. На самом хребте осталось много сохранившихся немецких укреплений и до сих пор в большом количестве разбросаны осколки мин, патронов и прочего военного железа. А еще оттуда открывается чудесный вид на окружающий пейзаж и на Баренцево море, на берегу которого нам повезло перекусить настоящими камчатскими крабами! Их наловили целое ведро стоявшие на берегу питерские ребята и угостили нас. Оказывается, крабов там великое множество, были завезены они туда с балластными водами с Камчатки, размножились в благоприятных условиях Баренцева моря и несут угрозу существующей биосфере Баренцева и Белого морей, так как там у краба нет естественных врагов и нет промышленного лова, поэтому он размножается бесконтрольно и численность его никак не регулируется.
На Рыбачьем стало понятно, почему туда ездят толпы владельцев полноприводных автомобилей: значительная часть дорог к большинству мест находится на пределе возможности неподготовленного полноприводного авто и на грани разумности его водителя.
Вернувшись в Кировск, мы направились в сторону базы МЧС, которая находится на месте бывшего посёлка Куэльпорр, но свернули раньше нужного на старую геологическую дорогу, которая ведёт в ущелье рядом с пиком Марченко. По этой дороге можно проехать почти до уровня плато, но это требует вдумчивого вождения и предварительной разведки. На подъеме пришлось форсировать ручей, после чего нам встретился водопад, вода в котором оказалась сладкой на вкус. Дальше водопада решили не подниматься, чтобы не “потерять” наш пепелац раньше времени, и направились к озеру Щучьему, где устроили небольшую фотосессию.
Про посёлок Куэльпорр стоит рассказать отдельно. Гору Куэльпорр планировалось разрабатывать на апатит инновационным для того времени методом - промышленными ядерными взрывами. В горе было произведено несколько ядерных взрывов, но что-то пошло не так, и рудник забросили. Теперь от строений посёлка остались только домики спасателей.
Один наш товарищ - грибник со стажем, и в один прохладный дождливый день, устав от его настойчивых призывов пойти за грибами, мы отвезли его на перевал, снабдив его пакетиком для грибов, перочинным ножиком и фальшфеером на случай встречи с крупными плотоядными и пообещав вернуться за ним часов через пять. Сами, наевшись голубики, мы вернулись на базу, по дороге за полчаса собрав мешочек грибов, которых хватило на суп и на большую сковороду жаркого.
В обещанное время, возвращаясь за нашим грибником, мы встретили тот самый Паджеро. Водитель весело спросил, не за нашим ли товарищем мы едем, и, загадочно улыбнувшись, сказал, что они уже пообщались с ним по дороге. Мы ожидали найти его промокшим и злым, но навстречу по дороге к нам шел довольный и широко улыбающийся человек с большим мешком грибов, а вблизи оказалось, что он еще и пьян: наши новые друзья из Паджеро успели до нас согреть его водкой, а поскольку у товарища на весь день была с собой только пачка крекера, то “согревание” оказалось особо эффективным. Он был благодушен и по пути на базу то и дело выливал воду из своих ботинок, что, однако, не мешало ему останавливать машину, хватать фотоаппарат и фиксировать виды, казавшиеся ему на тот момент впечатляющими.
В Апатитах зарулили в гости к владельцу местного туристско-охотничьего магазина. Он нас угощал олениной и удивительным самогоном, рецепт которого он нам не раскрыл, хитро намекнув лишь, что в его состав входит красный корень. После употребления сего зелья оба рулевых превратились в недвижимость на почти целые сутки.
Устав от суровой погоды Кольского, мы решили заехать в Карелию на о-в Оленевский в районе Полярного круга к нашему знакомому по имени Шамиль, который уже много лет организует там летний лагерь для подростков, в котором они получают базовые навыки выживания на природе и обучаются основам биологии, геологии и прочих полезных наук, благодаря тому, что на соседнем острове находится Беломорская биологическая станция. Попали туда как раз к обеду и пообедали свежевыловленным сигом. С пирса видно было много морских звезд и больших фиолетовых медуз. Вообще, Белое море в тех местах очень богато живостью.
Вечером, поставив палатку метрах в 30 от указателя Полярный круг, мы заночевали, чтобы следующим утром двинуться в сторону дома. Утром на трассе, уже отчаливая, мы в третий раз встретили наш знакомый Паджеро, направлявшийся на юг. Мы решили, что это судьба, и вместе поехали в Питер, на тёплое Балтийское море. В Питере сразу сняли четырехкомнатную квартиру на 8 человек рядом с Пискаревским кладбищем, посмотрели, как разводят мосты, немного попьянствовали и легли спать на рассвете, чтобы днем отправиться в Москву.
Хибинские пустоши
Гламурненько?
Местные пирамиды
Цирк со снежником
Кто-то таки не доехал (на следующий день колес уже не было)
Домик спасателей на базе КСС
Типа нам любое озеро по колено :)
озеро Щучье
Чудо-ягода шикша (говорят, тонизирует сильнее, чем ред булл, но я не заметила такого эффекта)
Перевал
Славный город Кировск
Такой вот он, Полярный круг
о-в Средний, по пути на Рыбачий
Измеряем брод
Наш обед
Наглый гриб влез в кадр
Блиндаж на Муста-Тунтури
Морошка
Въехали в облако
Походная сушилка для обуви :)