По дороге "У семи сестер".
Уже никто точно не знает, почему был так назвал этот задиристый участок дороги из крутых поворотов. В основе бывшей дороги Яффо-Иерусалим, а ныне Тель-Авив - Иерусалим старая римская - на отрезке Мевасерет Цион до Моцы около 17 крутых спусков и подъемов по горам Кастель. Отдадим дань британскому служащему Ниту Порту, который назвал этот участок дороги в честь южно-валлийской деревушки, наверняка, эта дорога напоминала ему родину.
После короткой встречи с кайзером в агрошколе Микве-Исраэль, Герцль садится на последний поезд в Иерусалим. Он прибывает в город уже после наступления Шаббата, больным, его лихорадит.
Давид Моше Шуб, один из встречавших Герцля в Иерусалиме, писал:
- Отель (Каминиц) был довольно далеко, но Герцль отказался ехать туда в коляске, потому что не хотел осквернять субботу. Несмотря на мои объяснения, что это допустимо для больного, чтобы ездить в коляске даже в субботу, он ответил:
- Это мой первый визит в святой город Иерусалим. Я не хочу ехать.
Герцля не позвали ни на встречу с кайзером Вильгеймом II у Сионских ворот, ни к раввинам Ишува, не желая придавать ему и его делегации статус политического сионизма.
Но Герцль пришел в Иерусалим, чтобы встретиться с кайзером. Встреча задерживалась и напряженность росла. Наконец, 2 ноября 1898 года Герцль был вызван на встречу с кайзером. Герцль описал подготовку в своем дневнике:
- Утро великого события прошло в суете. У Бундхаймера неподходящий цилиндр и запонки слишком широки, из-за которых торчат рукава рубашки. В последний момент нам пришлось искать другую пару запонок для него. В 11:00 мы слегка перекусили и были готовы к встрече.
В палящий солнцем и белой пылью полдень, мы поехали в палатку лагеря. Кайзер стоял, ожидая нас, одетый в серую колониальную форму, с защитным шлемом и шарфом на голове, и в коричневых перчатках на руках. И, как ни странно, с хлыстом в правой руке(у кайзера с рождения одна рука была короче другой). В нескольких шагах перед входом, я стал по стойке смирно и поклонился. Когда я вошел, кайзер протянул руку довольно радушно.
Герцль зачитал свою речь. Он рассказал о своем видении будущего Еврейского государства. О стремлении заставить цвести пустыню не только для евреев, но и для всех жителей Земли. Древняя история еврейского народа и стремление поколений вернуться на историческую Родину - предпосылки современного сионизма. Он стремился повлиять на кайзера и использовать дружбу последнего с турецким султаном, чтобы поддержать сионистскую кампанию в Турции. Конечно, с выгодой.
В ответ, кайзер рассмотрел вопрос о земле, которой необходима вода и тень. Затем он упомянул о проблемах здоровья и заболеваний глаз. Герцль написал в своем дневнике:
- Он не сказал, ни нет, ни да.
Герцль был разочарован и очень расстроен.
В тот же день он встречается с несколькими поселенцами-фермерами и спрашивает одного из них:
- Что можно сделать в засушливых Иудейских горах?
И ответил ему один из них, загорелый крепкий фермер Шмуэль Броза:
- Поехали на мои виноградники, увидишь все своими глазами!
И поехал Герцль со своими друзьями-делегатами домой к Брозе. И увидел он богатую живностью усадьбу, цветущие виноградники на некогда голой горе Кастель. И посадил на память у подножия горы кипарис.
Небольшое отступление.
О Шмуэле Березе, который родом из Быхова, Могилевской губернии.
Шмуэль Береза (а некоторые источники говорят, что Береза и есть его настоящая фамилия, а Броза - как написали на иврите, так и читали - ברוזה) родился в хорошо обеспеченной семье. Получил в детстве традиционное еврейское воспитание. Несмотря на устойчивое финансовое будущее, которое его ждало в бизнесе отца, уехал в Эрец-Исраэль.
Современники оставили о Брозе весьма нелестные воспоминания.
Был он быстр, нетерпим и властен.
Но эти качества не мешали, а скорее всего помогли Шмуэлю во время его работы сезонным чернорабочим в порту Яффы и на складах Ришона. И везде он преуспел и был предан работе, как никто другой.
Когда иерусалимкое бюро "Бней Брит" решило основать поселение на том месте, где когда-то была Моца времен Второго Храма, Брозе, как одному из четверых лучших работников, выпала честь стать одним из основателей Моцы.
С получением 56 дунам скалистой земли, Броза посвятил свою жизнь обработке и процветанию этой местности.
Горная каменистая почва не помешала создать образцовую ферму. На земле росли фруктовые деревья и овощи, виноградник. Броза построил винодельню и фабрику по производству сушеных фруктов. Продукты его фермы были хорошо известны в Иерусалиме.
Вот этот человек, Шмуэль Броза.
Невысокий, крепко сложенный поселенец, уверенно упирающийся ногами в свою Землю.
Дважды он отстраивал свой дом и ферму, которую сжигали арабы-погромщики. Но никакая сила не могла его оттуда убрать.
Может быть, благодаря Брозе и его цветущей на скалистой земле ферме, Герцль немного пришел в себя после неудачной встречи с кайзером.
(синагога Моцы, на месте которой был раньше постоялый двор - хан)
- В 3:30 поехали я, Буденхаймер,Вольфсон и поселенец Броза в Моцу - поселение с красивым пейзажем, но все еще бедное.
Там, 4-5 лет назад начал возделывать свое хозяйство на этой заброшенной скалистой земле этот смелый молодой человек. Живописная дорога из Иерусалима в Моцу напоминает мне Пиринеи.
Однажды, когда показались первые ростки виноградной лозы, пришли дикие козы и съели все початки. Броза несколько ночей не сомкнул глаз, охраняя свой участок. И это, несмотря на то, что дикие шакалы частые ночные гости, страшно услышать их вой.
Кто, какая душа может освоить такую жестокую землю?
(Гинат ха-тавлиним, сад пряностей)
А Броза под конец жизни жалел не о двух сгоревших усадьбах....Он жалел, что в огне погромов пропали бесценные письма Герцля к нему...
Это дом семьи Елиных, тоже первых поселенцев Моцы.
Дом Елиных был совсем недавно воссоздан из руин проектом "Арцейну"(моя Страна) и Советом по охране еврейского наследия. Сейчас дом - культурный центр, в котором можно услышать невероятные истории о прошлом, настоящем, и, может, заглянуть в будущее, кто знает...
- В Моце, на участке Брозы, на скалистом склоне, посадил я молодой кедр, а Вольфсон - маленькую пальму...Вернулись в Иерусалим под покровом ночи.