Итак, как вы помните, проведя ночь в своём чудном почти пещерном отеле в Ортахисаре, немного пройдясь по его улочкам, я направилась в Гёреме.
Надо признать, что к поездке в Каппадокию я подготовилась из ног вон плохо.
Конечно, я прочитала несколько статей про достопримечательные места этого удивительного края.
Названия Долина Любви, Красная долина, Долина голубей, наименования древних церквей влетели в мою голову и осели там клубком запутанных точек на карте.
Никакого продуманного плана, как я проведу имеющиеся у меня два дня, в отличие от этих двух дней я не имела.
Поэтому я решила начать с самого популярного места в Каппадокии. Словно турист, впервые приехавший в Москву, рвущийся на Красную площадь, я направилась в Музей под открытым небом в Гёреме.
1.
Асфальтовая дорога чёрной лентой змеилась в ту сторону, откуда накануне я приехала на такси.
До музея мне надо было пройти шесть километров.
Для кого-то эта цифра - повод взять такси, невзирая на совершенно негуманные цены у местных таксистов. Для меня же это - отличный вариант не с бухты барахты подлететь к знакомству с памятником природы, замешанным с историческими памятниками.
Подойти к нему спокойным, размеренным шагом, по дороге уже подготовившись ко встрече с прекрасным, размяв глаза умеренно прекрасными вещами.
Ну, и заодно просто прогуляться.
Просто?
Если вы думаете, что оказавшись в новом месте, напичканном красотами и древностями я просто прошагала шесть километров по асфальтовому шоссе, то вы меня плохо знаете.
Где-то на середине пути из Ортахисара в Гёреме была отмечена церковь Aynali.
Впереди был целый день, я ещё практически ничего в Каппадокии не видела и не до конца представляла, что в конце концов увижу, и казалось, что нельзя пропустить ни одного места, отмеченного на карте.
Тем более, если это церковь, которая датируется то ли десятым, то ли одиннадцатым веком. А может и вовсе шестым. Но это не точно.
На самом деле, церковь находится уже почти в Гёреме, в одном километре от музея под открытым небом.
Но где-то на середине пути по шоссе, узрев тропинку, уходящую на лево, ещё раз изучив карту, я поняла, что при удачном стечении обстоятельств, я дойду до церкви более коротким путём.
Конечно же я свернула на эту тропинку. И уже вскоре, отойдя от шоссе подальше я могла наблюдать красоту, которая здесь просто везде.
2.
С энтузиазмом неофита, открывающего новые края, я в эйфории носилась с одного холма к другому, всё время куда-то сворачивая, потому что вокруг столько красивого, и вдруг я что-то упущу.
Особенно меня изумляло, что никого не было вокруг.
Ещё не знакомая с тем, как здесь всё устроено, не знающая чего ждать от Каппадокии кроме толпы туристов, я думала, что у каждого красивого камня эта самая толпа должна быть.
И меня приводило в совершеннейший щенячий восторг, что всё это красивое - мне одной.
3.
Здесь ещё необходимо отметить, что на первых порах каждый более менее чем-то выделяющийся камень казался мне невероятно прекрасным.
Каждый новый вид - чем-то уникальным, достойным отдельной смотровой площадки.
4.
Ведь вы только посмотрите, стоит забраться повыше и тут до горизонта - и красное, и белое. Ах-ах-ах.
5.
Как это ни странно, но хаотично передвигаясь между красивыми камнями, забираясь то на один холм, то на другой, я всё-таки вышла к искомой церкви. Правда какими-то очень окольными путями.
6.
Заплатила 50 лир на входе. В обмен получила фонарик и пошла изучать.
7.
В первых помещениях было не очень понятно, для чего фонарик. Но потом оказалось, что там много узких ходов, по которым можно пробраться наверх.
Вот тут-то фонарик и пригодился.
8.
Кроме меня в церкви была небольшая группа. Они очень удачно как раз спускались. Так что мы спокойно разминулись. Встреться мы в узком проходе, кому-то пришлось бы сдавать задом.
В общем, не скажу, что посещение церкви произвело на меня неизгладимый эффект, но для первого знакомства было весьма неплохо.
9.
Вышла из церкви. С парковки на неё можно было посмотреть со стороны - как делают люди, когда нормально приезжают по шоссе, а не сваливаются откуда-то сверху.
10.
До музея под открытым небом по шоссе было чуть больше одного километра.
По шоссе...
Только я практически сразу опять с него ушла налево.
11.
Там было просто прекрасно. Особенно для человека, который всё такое до этого только на картинках видел.
12.
К тому же уже слегка продвинувшись среди этих красот, опять посмотрев на карту, я обнаружила, что до музея по прямой где-то полкилометра и совсем рядом, чуть не доходя до него есть ещё одна рекомендуемая к посещению достопримечательность - Тёмная церковь.
На этом месте те, кто бывал в Каппадокии или хотя бы знаком с перечнем достопримечательностей в Гёреме, может сказать:
- Тёмная церковь? Минуточку...
Но вы же помните, я весьма поверхностно ознакомилась с церквями и прочими древностями, представленными в округе, решив, что ноги есть - ума не надо по ходу дела разберусь, что там и как.
И ни секунды не сомневаясь, я прямо через холмы отправилась на поиски Тёмной церкви.
Что в моём плане что-то не так я обнаружила, когда карта показывала, я в десяти метрах от церкви, в то время, когда я находилась на очередном холме, никакой церкви не было видно, зато прямо под моими ногами, как я догадалась, опять же, сверившись с картой, находился тот самый Музей под открытым небом Гёреме.
13.
Это была так себе новость. Хорошей новостью было, что с этого холма открывался ещё один великолепный вид. А я к этому моменту не успела не то чтобы пресытиться, даже утолить чувство голода по этим прекрасным видам.
14.
А теперь внимание, вопрос. Что я сделала, когда заподозрила (да-да, только заподозрила, я не тормоз, я медленный газ), что искомая мной Тёмная церковь находится на территории Музея?
Направо уходила хорошая тропинка, ведущая в сторону шоссе, по которому можно было бы быстро дойти до музея. Налево, в обход уходила едва заметная тропа, как бы намекавшая, что к музею можно попасть не только через главный вход.
Да, вы правильно догадались.
Следующий час я лазала по холмам, окружающим музей, спускалась, поднималась, выходила на обрывы, снова спускалась, натыкалась на какие-то заброшенные жилища вырезанные в скале.
15.
Спустилась, уперевшись в какие-то тупиковые заросли, заодно найдя яблоню, плоды которой наполовину сгнили, наполовину упали. И лишь два яблока - прекрасные сочные яблоки - ждали нелепого путника.
Конечно же я решила, что это награда за моё упорство, и яблоки были с благодарностью съедены.
16.
Возможно, прояви я больше усердия и упорства, я бы в конце концов нашла спуск в музей. Может быть он даже был бы вполне безопасным, и я целая и лишь слегка поцарапанная в итоге явилась бы пред глазами посетителей.
Но, честно говоря, не знаю, что турецкое законодательство говорит по поводу незаконного проникновения на территорию музеев.
А экспериментировать не хотелось.
Поэтому оказавшись на очередном уступе над музеем, я решила, что пора всё-таки вернуться на путь истинный, то есть на шоссе.
17.
Не скажу, что я считаю этот час бездарно потраченным. Вовсе нет. Было красиво и немного авантюрно. Однако, если вы просто хотите попасть в музей, то лучше обойтись без экспериментов и не пытаться срезать путь.
Дойдя до центрального входа я купила билет (цифра в 20 евро за билет в музей не то чтобы потрясла, но, мягко говоря, удивила) и влилась в плотную толпу туристов.
И, честно говоря, музей не оправдал ожиданий.
Впрочем, он и не обязан был оправдывать мои ожидания.
18.
Да, это огромный комплекс со множеством церквей и прочих строений.
19.
Комплекс, который ежегодно, ежедневно (если он, конечно, каждый день работает) посещает множество туристов.
20.
В итоге чтобы попасть в каждую более менее интересную церковь, надо отстоять очередь, что в твой, ну, не твой, а сами знаете, чей, мавзолей.
Ты пристраиваешься в хвост очередной очереди. Мелкими шажками приближаешься к заветной цели, а оказавшись внутри продолжаешь по кругу двигаться в этом же потоке, пытаясь на ходу восхититься фресками.
21.
Фрески, кстати, фотографировать нельзя.
Но я когда в первую церковь зашла, не обратила внимание на объявление - оно было небольшое и невнятное.
Я двигалась в толпе итальянцев, сделала несколько кадров, когда одна женщина очень строго сказала:
- No photo!
И я больше не фотографировала. Но не пропадать же теперь добру.
22.
Коллеги этой женщины по группе тоже, видимо, объявление не прочли. Тоже фотографировали. Им она также кричала своё "no photo!" и они тут же стыдливо убирали телефоны.
Так мы и двигались под её строгие окрики.
В другой церкви я уже, можно сказать, преднамеренно пошла на нарушение.
Просто там не было строгой итальянской тёти.
23.
И все посетители фотографировали, не сильно заморачиваясь на запрет.
24.
А мне очень хотелось вот этого чудо-юдо запечатлеть и поподробнее потом рассмотреть.
25.
За посещение Тёмной церкви на входе брали ещё 6 евро (да-да, к тем двадцати).
В общем, посмотрела я на эти очереди, посмотрела на виды, которые там по бокам открывались.
26.
Походила по территории музея.
27.
И решила, что наверное это прекрасный музей, просто я в каком-то не таком настроении была. Не того душа жаждала.
Сразу вспомнила, как когда Глаше было лет пять, мы пришли на новый год одной компании, которая устраивала праздник для детей сотрудников.
Там было всё, о чём только может мечтать ребёнок. Клоуны, батуты, шары, куча развлекух, толпа детей, надо всем этим облаками витала сладкая вата и рекой текли в рот прочие вкусности.
Увидев всё это великолепие, Глаша застыла в дверях.
- Смотри какой праздник! Пойдём скорее! - позвала я, стремясь вкусить если не развлечений так хотя бы сладостей.
- Очень хороший праздник, - согласилась Аглая. И тут же добавила - Пойдём домой.
Вот так и я. При всём великолепии музея в Гёреме ощутила непреодолимое желание покинуть его.
28.
На этом я решила с местами массового туризма закончить. Больше музеев и церквей меня интересовали природные достопримечательности.
29.