- Приезжай в гости, - говорили они. - Покатаем на самолёте, будет весело!"
В итоге были перевороты, петля Нестерова (она же мёртвая петля), петля с бочкой в верхней точке, бочка на горке, вертикаль с поворотом и полубочкой на пикировании, вертикаль прямая и вертикаль обратная, полторы бочки на вертикали с 350 км/ч до 40 км/ч, две "восьмерки", штопор полтора витка, полупетля с выходом в горизонт и 3/4 петли, "боевой" разворот.
А ещё - виражи, пикирование до 300 км/ч и горки до 150 км/ч. Это когда самолётом дали мне поуправлять. Конечно, под чутким руководством.
Ну, и так, разного по мелочи, чего там за полчаса полёта набралось.
1.
До недавнего времени я думала, что слова "штопор" и "бочка" по отношению ко мне имеют лишь винный оттенок. Ну, и петля, которая может затянуться, если этими бочками со штопорами злоупотреблять.
А вот все эти фигуры высшего пилотажа - это для профессионалов.
Оказалось, что всё это не совсем так.
Вернее, достаточно, чтобы в самолёте хотя бы один из двух был профессионалом (и это, как вы можете догадаться, не я).
- А сколько мы по времени будем летать?
- Сколько выдержишь.
- Ха! Я?! Да я же почти космонавт. У вас столько самолётов нет, сколько я выдержу.
Мы подходим к только что откатавшему ещё одну пассажирку - девушка чуть пошатывается, видимо, от переполняющего её восторга - небольшому самолётику ЯК-52.
- Лёш, у нас тут космонавт. Покатай её, пожалуйста, как следует.
Я думала, что это будет похоже на парк аттракционов. Что-то типа смеси американских горок (кстати, во всём мире их называют "русскими горками") и аттракциона со свободным падением.
В реальности всё оказалось совсем по-другому. Совсем другие ощущения.
Это не парк аттракционов. Это небо и самолёт. Это какое-то совсем другое ощущение полёта и нахождения в этом самом небе. Перевороты, пикирования, подъёмы, снова перевороты, кусочек невесомости.
И море, нет, целый океан эмоций, который потом ещё долго будет накрывать тебя - часы, дни - как и положено океану, время от времени напоминающему о себе приливами и отливами.
Короткий инструктаж перед вылетом. Куда ноги ставим, куда руки кладём, что трогаем, что не трогаем, как воспользоваться парашютом (нет, нам это не пригодится, но ты запомни), куда жать, чтобы донести свою мысль до пилота, и какие знаки подавать, если жать и говорить уже не получается.
Никаких фотографий перед взлётом.
- Мы, пилоты - люди очень суеверные.
- Надеюсь, ребята, вы знаете, что делаете.
И вот уже я пристёгнута.
- Крепление восьмиточечное, даже если колпак откроется, ты никуда не денешься, не волнуйся - на этих словах я начинаю немного волноваться, но деваться уже некуда. Колпак закрыт, а мотор запущен. Мы взлетаем.
2.
Для начала, чтобы освоиться просто летаем над окрестностями. Алексей рассказывает, что там под нами находится. Где-то там недалеко Серпухов, ещё дальше - Москва, но её, конечно, не видно. И яркими пятнами - осенний лес.
Я как раз за пару дней до этого жаловалась, что как-то не видно золотой осени.
Вот мне её и решили показать сверху, чтобы помасштабнее.
Через некоторое время Алексей предлагает взять штурвал в свои руки. Или как там у них называется здоровенный рычаг, который уже давно ездит у меня в районе коленок (странное ощущение от полностью дублирующей системы управления - педали ходят туда-сюда, рычаг движется, а ты ничего не трогаешь, как-будто какой-то барабашка вселился в самолёт и управляет им).
Голос Алексея в наушника быстренько напоминает, что никакого барабашки нет. Что он вообще-то тут главный.
И этот главный начинает мной командовать.
- Так, давай на скорости 150 рычаг вправо.
Мы начинаем заходить на какой-то подозрительно крутой вираж.
- Теперь на себя и давай до 300.
Мы взмываем вверх, чтобы потом, немного развернувшись начать стремительное движение вниз.
Интересные ощущения, чувствовать, как самолёт повинуясь твоим наклонам рычага (нет, конечно, не только моим - я через рычаг чувствую, как Алексей держит свой, не давая мне делать какие-то резкие манёвры) меняет своё направление.
Но, честно говоря, этого развлечения мне хватило буквально на несколько минут. Слишком уж сосредоточено я смотрю на датчики, а хочется смотреть по сторонам.
К тому же, манёвры, которые мы совершаем, вряд ли можно отнести к фигурам высшего пилотажа, за которыми я приехала.
Поэтому на вопрос: "Ну, что? Ты ещё поработаешь или теперь я?", я, нажав на кнопку связи, выдыхаю: "Ты!"
Алексей взялся за дело. А я взялась покрепче за ремни, чтобы руки не болтались. Да, и вообще так как-то надёжнее.
И начались те самые перевороты, бочки и петли.
Как вы понимаете, в нормальном положении самолёта земля должна быть немного с другого ракурса.
3.
Со стороны это выглядело как-то так. Фотографию я взяла с сайта компании, потому что никто в этот день мимо нас не летал и нас не снимал.
4.
Зато в кабине напротив меня была установлена камера. И теперь я могу наслаждаться двадцати минутным роликом, положенным на музыку с песней про меня ("была ты марафонкой, Ольга, теперь - лети!" - да, ребята это тоже делают).
Небольшой кусочек я на пару минут я, конечно же, выложу у себя в телеграмм канале. Ну, а вам достаются несколько скриншотов, которые я сделала, чтобы хоть как-то продемонстрировать набор эмоций, которые я испытывала.
5.
Вначале, глядя на немного поцарапанный по бокам колпак из плексиглаза, отделяющий нас от неба, я думала, что он будет мешать обзору. Но когда мы начали крутиться, и я уже смотрела не столько вбок, сколько вверх, он был настолько прозрачным, что возникало полное ощущение его отсутствия. Ты где-то прямо в небе. Только ветра нет.
После серии фигур Алексей всегда спрашивал, как я себя чувствую.
И я поднимала большой палец вверх. Потому что сперва, действительно, было очень круто. Только пару раз глаза закрыла, потому что было ощущение, что они вот-вот выпадут.
После нескольких серий переворотов я начала коситься на пакетики, заботливо приготовленные для внештатных ситуаций, и думать, обойдётся или нет.
Но снова и снова показывала большой палец. Потому что я же такая вся из себя крутая ( "Зачем? Зачем я сказала, что я почти космонавт, я же и ракету-то только на картинке видела," - проносилось у меня в голове) да и жаль было прерывать такое чудное занятие.
Тут поневоле возникает ассоциация с визирем из "Золотой антилопы"
- Ещё! Ещё!
6.
Но всё чаще и чаще я поглядывала на кнопку связи.
И наконец на очередное "продолжаем?" не подняла большой палец, а дотянувшись до кнопки, сказала заветное "пожалуй, хватит".
7.
- Хорошо. Тогда просто полетаем. Давай попробуем выше облаков подняться.
Мы ещё немного полетали, поднялись выше облаков, спустились.
И узнав, что у нас осталось не очень много времени, я попросила напоследок ещё немножечко фигур самого высшего пилотажа.
8.
Наконец мы приземлились. Всего понадобилось 30 минут, чтобы небесные горки полностью укатали Сивку.
9.
Укатали. Но не сломили. Наверное, я всё-таки немножечко космонавт.
Правда, не знаю, чему я здесь больше радуюсь. Это эмоции от пережитого или счастье, что мы на земле?
10.
Всё. Теперь и фотографироваться можно.
11.
С девушкой, которая летала передо мной, приехал парень. Это он ей сделал такой подарок. Сам же сомневался, нужен ли ему такой полёт.
Но после её приземления, попав под ураган её эмоций, её смеха, перемешанного с восторгами, увидев её горящие глаза, тут же тоже оплатил полёт.
Правда, ему пришлось подождать, пока меня покатают.
12.
Традиции не нарушаем. Фотографируем уже после приземления.
Ну, и куда без такой фотографии.
13.
Так как сразу из гостей никто не уходит после такого полёта категорически нельзя садиться за руль, я провела на аэродроме ещё какое-то время.
Мы погуляли с Мариной по аэродрому (Марина сама катает тех, кто хочет поспокойнее - на малышке Цесне без каких-то кульбитов), посмотрели на разнообразные самолётики. Благо их там немало.
14.
Мне вот такой больше всего понравился.
15.
А вот такой же ЯК-52. Его здесь называют бабой-ягой. Не сложно догадаться, почему, если внимательно посмотреть на картинку.
16.
Несколько советов напоследок.
1. Если вам вдруг тоже захочется так полетать, то на фотографиях вы, наверняка, смогли рассмотреть, куда обращаться - на принтскринах с видео ребята оставили свои контакты.
Можно самим испытать эти неземные ощущения. Можно сделать подарок другу. Если только не боитесь, что друг с вами после такого подарка дружить перестанет.
Многие дарят такой полёт в подарок любимой девушке. Как ни странно, девушкам такое нравится.
2. Не жадничайте. На выбор предлагают полёты 20-25-30 минут.
Для первого раза 20 минут более чем достаточно. Мало не покажется. И не будет ощущения явного перебора.
Впрочем, никто вас первый раз больше катать и не будет (если это не просто обзорный полёт, конечно). Вас просто отговорят от такого неразумного шага.
Мой случай в расчёт не берём - это был эксперимент лишь подтвердивший правило.
3. "Меня точно стошнит" - решат многие, представив все эти головокружительные в прямом смысле виражи.
На самом деле, нет. Такое, чтобы кому-то стало реально плохо, и дело дошло до пакетиков, происходит прям очень редко.
Никто вас не будет крутить на безумной карусели до посинения (мой случай, опять же, не берём, я же почти космонавт, к тому же я всё время улыбалась и показывала большой палец). То, как будет проходить полёт, сколько и каких фигур будет, пилот решает по состоянию пациента.
А ещё есть маленькая хитрость. Для того, чтобы меньше было чувство тошноты, надо просто расслабиться.
Поэтому девушкам такие полёты даются проще. Они лучше умеют расслабляться и получать удовольствие.
4. Кажется, что лучшее время на таком самолёте - летние денёчки.
Вот и нет. В жару такие полёты переносятся хуже. Так что тем, кто хочет попробовать первый раз, лучше выбрать погоду попрохладнее.
А ещё говорят, осенью и зимой - совершенно сказочные пейзажи.
5. Конечно же, есть определённые медицинские ограничения. Так что не всем такой аттракцион по здоровью доступен.
Хорошая новость - таких ограничений немного. Так что большинство людей всё-таки может испытать эти удивительные ощущения.
Но если есть какие-то сомнения в здоровье, лучше позвонить ребятам и проконсультироваться. С вами всё подробно обсудят и помогут принять правильное решение.
6. Кроме здоровья есть ограничения по физическим параметрам. Катают с фигурами высшего пилотажа людей в возрасте от 15 до 65 лет (по верхней планке жёстких ограничений нет, сильно зависит от состояния здоровья человека) и не тяжелее 105 кг.
7. Нет, это не реклама. Хотя на неё похоже.
Время от времени я рассказываю про что-то хорошее, что случилось со мной. И делюсь эмоциями, которых на этот раз было особенно много.
Прошла почти неделя, а я до сих про не могу сдержать улыбки, пересматривая кадры из полёта (при просмотре до сих пор начинает немного кружиться голова).
Большинство людей в полёте кричат, визжат, а едва приземлившись, начинают рассказывать о пережитом, захлёбываясь от эмоций.
У меня всё не так. Я была спокойна, как телеграфный столб (хотя улыбка до ушей, которую теперь я наблюдаю, просматривая видео, говорит об обратном).
И после полёта я ходила по аэродрому, попутно пытаясь разобраться, как оно было.
Ну... эээ... ммм... так... необычно.
Но уже по дороге домой, заскучав в пробках, воткнула подвернувшийся под руку CD диск (да-да, моя машина почти столь же стара, как я) Ундервуда.
И когда из проигрывателя вдруг раздалось "Ангелы и аэропланы на земле и в небесах, ангелы и аэропланы в твоих глазах, твоих глазах, твоих глазах", я запускала эту песню три раза, распевая слова во всё горло.
Отложенная реакция - она такая. Люди начинают орать от восторга в самолёте во время полёта. Я прооралась в машине, спустя несколько часов, попутно добавив к характеристике произошедшего "необычно" ещё и "очень круто!"
В завершении не могу не предупредить, что у этого мероприятия есть один побочный эффект. Очень хочется повторить ещё раз.