Недолго длился наш отдых между двумя группами.
Где-то один день и длился-то. Потом начались новые дела, делишки и заботы. Потом прилетела группа, и мы пошли по второму кругу хороводить папуасские приключения.
В круговерти дней события проносились слишком быстро. Было ощущение, как будто только вчера мы ездили в деревню Пима жарить свинью и знакомиться с местными жителями. Как вдруг - хлоп. И артисты нашего любимого синг-синг шоу под предводительством мужика с серебряным свистком снова исполняют песню "мама, мама, что я буду делать". Исполняют, понятное дело, на своём, на местном. Но мелодия и интонации явно угадываются.
1.
И хотя программа новой группы в первой своей части полностью повторяла программу только что уехавших приключенцев (на этот раз, к моему огорчению, мы не собирались идти на пик Вильгельма и, соответственно, посещать Бетти, а ограничивались только восхождением на Гилуве и культурной программой в окрестностях), как гласит народная мудрость, нельзя дважды войти в одну реку.
То есть, войти ты в неё, конечно, можешь. Но река будет другой. В философском смысле.
В жизни это тоже работает. Особенно если дело касается папуасов. Они изменчивы и непредсказуемы, как река во время паводков. Никогда не знаешь, чем дело обернётся. И как на этот раз будет.
Поэтому мы такие, вечные второгодники - второй раз в первый класс.
Но была у нас и настоящая первоклассница (участников мы не считаем, понятно, что для них всё в новинку). Работать со второй группой к нам с Борей прилетала Маша - руководитель программы, офисный, так сказать, планктон. В хорошем смысле.
Есть у нас в 7 Вершинах такое деление - на гидов, которые группы сопровождают в поездках и в горы водят и менеджеров, которые в офисе сидят и всё организовывают.
Если не считать начальство, то только я долгое время пыталась усидеть на двух стульях, совмещая обе роли. В итоге чуть не провалилась между стульев, но в последний момент выбрала гидский табурет.
То есть уволилась из офиса и стала просто гидом (ах, нет, у нас нет просто гидов, у нас Супер-гиды 7 Вершин).
Так вот, чтобы менеджеры не заскучали понимали, что они продают и куда отправляют гидов и участников, по возможности время от времени их посылают поработать с гидами. Тем более, что многие наши менеджеры, как та же Маша, например, в своё время занимались альпинизмом или просто ходили в походы. В общем, сочетание приятного с полезным.
На самом деле, это действительно очень полезно.
Сопровождая группы в таких поездках наши любимые руководители направлений могут своим хозяйским взглядом оценить то, что мы делаем и посмотреть, как это можно улучшить.
В случае с Папуа-Новой Гвинеей это вообще очень актуально. Потому что сложно понять все нюансы, не увидев это всё своими глазами.
Маша перед приездом на моё сообщение, что её обязательно встретят в аэропорту и привезут к нам в отель написала: "Да не обязательно встречать, я такси могу взять, вы только адрес отеля скажите".
Мы с Борей смеялись и потом ещё долго подкалывали её на тему "взять такси".
А после пары дней общения с нашим партнёром Пимом Маша, которая не пьёт спиртного и никогда не говорит грубых слов, кажется была готова перейти на русский матерный и прервать трезвый образ жизни.
В общем, к чёрту детали. Моё вступление и так слишком затянулось. Мы просто были рады, что Маша приехала к нам.
Приехала она за день до прилёта группы. Мы дали ей пару часиков придти в себя и поехали к Пиму - ей надо было познакомиться с нашим чудо-партнёром по Папуасии, а нам - собрать вещи для восхождения на Гилуве.
Всё это происходит в лодже, где мы ночуем перед восхождением на Гилуве и после того, как спускаемся с горы.
Лодж находится в весьма живописном местечке. Здесь даже есть местечко для наблюдения за птицами. Напомню, что в Папуа-Новую Гвинею слетаются не только разнообразные птицы, но и бёрдвочеры со всего мира.
Только в отличие от бёрдвочеров, которые без фотоаппарата с огромным объективом из номера не выходят (вдруг птичка редкая, а ты не готов к встрече), я каждый раз забываю прихватить даже обычный фотоаппарат. Так и на этот раз. Птички прилетели, польстившись на лакомство, а я с телефоном. Поэтому вот вам размытая фоточка местных птичек - возле красной штуки две небольшие чёрные птицы с длиннющими хвостами.
2.
Из лоджа вместе с Пимом и Рафаэлем, его помощником, поехали в супермаркет, закупать еду для восхождения. Попутно выяснили, что у нас больше не будет повара, который работал с первой группой. Повар в этой компании был самым толковым человеком.
Маша удивлялась, почему организаторы нашего восхождения не могут купить всё то же, что мы покупали с ними для первой группы.
В первый день она ещё не поняла, что в Папуа многие вещи не работают так, как мы к этому привыкли. И многим действиям нет никакого логического объяснения.
- Поверь, так будет лучше, если мы всё сами проконтролируем, - сказали мы и поехали в супермаркет.
И чтобы вы совсем не заскучали от моих рассказов без картинок, вот вам фотография могилок. Просто по дороге попались. Нарядные.
Что касается захоронений, то здесь несколько вещей, скажем так, непривычных нам.
Во-первых, чаще всего хоронят не на каких-то специально отведённых местах, а просто рядом с домом, чтобы ходить недалеко было, видимо. А так как многие дома стоят вдоль дороги, то и дело видишь такие нарядные конструкции.
Во-вторых, при том, что дома из соломы, палок и прочих непрочных материалов, могилки отделывают основательно - кафелем и бетоном. То ли чтобы обитатели не сбежали, то ли чтобы им спокойнее спалось.
И в-третьих, так как сооружения эти находятся недалеко от дома, а дома, как правило не огорожены ничем, то забор вокруг могил часто используется для сушки постиранной одежды. Такое вот утилитарное использование.
3.
Так в хлопотах промелькнул почти весь день. И когда мы вернулись, наш рыжий приятель встречал с укоризненным взглядом. Мол, где вы столько шляетесь, обедать пора.
4.
Что мы могли ему сказать в своё оправдание? Тем более, что разговаривать со всякими котами нам некогда было. Нам надо было группу ехать в аэропорт встречать. Вернее, первую её часть.
5.
Но если вы переживаете за судьбу кота, то не волнуйтесь. Этот проныра без еды не останется (в отличие от нас).
По возвращению в отель он был застукан за поеданием остатков с чужих тарелок.
6.
Наверняка у кого-то уже возникли вопросики по санитарии и антисанитарии в данном отеле...
Поверьте мне, лучше про это не думать.
Это ещё не худший вариант. Я бы даже сказала, лучший в данной местности.
Отель солидный. Вон даже дресс-код оказывается есть.
На фотографии на вторую неделю проживания в отеле мы с Борей его внимательно решили изучить.
7.
На следующий день вся группа собралась, и закружился хоровод - обменник, магазин и дорога в сторону Гилуве с заездом в деревню к Пиму.
Что называется, красной нитью по Папуа проходит тема ремонта дорог.
8.
Недалеко от деревни (можно ориентироваться - как проехали, то уже почти на место приехали) находится небольшой рынок, где торгуют бататом.
9.
Заметив, что я фотографирую, девчонки тут же начинают позировать.
Удивительная, конечно, страна. Люди не только не сердятся, когда ты их фотографируешь, они очень радуются, когда ты это делаешь.
10.
Так что если хотите поупражняться в портретной съёмке случайных людей на улице, но стесняетесь делать это в обычных условиях, боясь, что люди заругаются, вам в Папуа надо.
А мы тем временем приехали в деревню.
Здесь за прошедшие десять дней ничего не изменилось. Что, в общем-то, неудивительно. Там и за десять лет мало что меняется.
Всё так же грустил в клетке нахохлившийся казуар.
11.
И маленький древесный кенгуру.
12.
Кенгуру жальче всего. Но, увы, помочь ему мы никак не можем. Пим, конечно, пообещал мне, что переселит его в большую клетку. Но не думаю, что когда-нибудь это случится.
13.
Единственное отличие от всех предыдущих визитов было в том, что мы попросили не резать свинью к нашему приезду.
Дело в том, что у нас в программе значится такой пункт "приготовление му-му ". Му-му не имеет никакого отношения к одноимённой повести и к коровам тоже обычно отношения не имеет.
Это традиционный способ приготовления свиньи.
Поэтому я написала "к коровам обычно отношения не имеет".
Но на этот раз мы вместо свиньи предложили запечь говядину. Потому что когда свинью для нас запекают пару часов, а не весь день, как это положено, получается жёсткое не очень съедобное мясо. К тому же у нас половина группы имела отношение к мусульманам.
В общем, свинке в тот день повезло. Она осталась жива и бодро хрюкала в вольере.
Ну, а мы опять наблюдали тот самый традиционный способ приготовления му-му.
Сначала разводится костёр, и в костре раскаляют камни.
14.
Потом раскалённые камни и всяческую золу из ямы выкапывают.
15.
В листья банана заворачивают батат вместе с раскалёнными камнями.
Это первый слой.
16.
Вторым слоем тоже в листья банана заворачивают мясо и зелень.
17.
Всё это тщательно запелёнывают, как младенца в лютый холод. Складывают в яму, накрывая сверху какой-то непрезентабельной тряпкой.
18.
Она служит последним слоем кокона, в котором будет готовиться еда. Сверху накидывают камней, прижимают брёвнами и оставляют на пару часов.
Когда они для себя, а не для туристов готовят му-му и запекают свинью, то делают это целый день. Мясо готовится с утра и до вечера. Тогда оно получается мягким и вкусным.
19.
У нас столько времени нет, поэтому говяжьи рёбра показались нам достойной альтернативой. По крайней мере не жаль зарезанную специально для нас свинюшку.
И пока рёбра томятся в камнях и листьях, мы, как вы помните, идём на главную поляну, где собрались уже все жители деревни.
20.
Как обычно, все делятся по интересам. Кто-то просто поглазеть, кто-то товар свой разложил, кто-то выступает.
21.
Все делом заняты.
22.
Мне всегда интересно, что думают эти детишки, глядя на танцующих в костюмах (точнее сказать, практически без костюмов) взрослых. Мечтают ли они, когда вырастут тоже попасть в это танцевально-хореографическое шоу.
23.
Шоу длится недолго. Ибо долго это выдержать невозможно. Но один раз посмотреть интересно.
Кстати, большинство женщин почему-то предпочитает выступать топлес. Поэтому пришлось чуть-чуть картинки подправить, чтобы они прошли строгую интернет-цензуру.
24.
Этот момент меня тоже занимает. Но почему-то я так и не решилась спросить, что думают по поводу голой груди и танцам в таком виде женщины в деревне.
Кто помоложе, те грудь закрывают. То есть топлес для них уже не норма.
Придётся, видимо, ещё раз в Папуа ехать, чтобы задать всё-таки этот вопрос женщинам.
По окончанию шоу у нас традиционная фотосессия.
25.
Артистов тоже в разных ракурсах снять надо. Вы же помните, из чего сделаны мужские шляпы, да?
На всякий случай напоминаю, из волос соплеменников (живых, просто постриженных). И вся эта прелесть украшена райской птичкой. Птичку жалко.
26.
На этот раз я почти не фотографирую артистов. У меня и так уже телефон переполнен фотографиями раскрашенных людей.
Пока все фотографируют их и с ними я снимаю остальных жителей деревни.
27.
Удивительно, но когда мы были здесь десять дней назад, не было и половины представленных нынче сувениров.
28.
Такое впечатление, что они все эти десять дней занимались рукоделием.
Ну, или как вариант, просто в прошлый раз ключи от склада сувениров куда-то делись.
Что-то конечно и в прошлый раз было.
Например, невнятные бусики или традиционные вязанные авоськи под названием нокены.
29.
Но вот таких фигурок я никогда раньше не видела.
30.
Только не подумайте, что я тут же кинулась их покупать. Я только посмотреть горазда.
31.
Хотя, чего уж там скрывать. В первые приезды я какой только ерунды не привозила. Шапка с перьями и нокен до сих пор где-то валяются.
32.
После танцев и шоппинга по программе экскурсия по деревне.
Но пока все шоппились, я немного побродила среди домиков.
Набрела случайно на вождя. Не стала его беспокоить. Потихоньку удалилась.
А то он и так стоит такой и думает, наверное: "Господи, я серьёзный человек, университет закончил, какой же ерундой я занимаюсь."
А может он так думает: "Ага, потанцуем сейчас, денег получим. Часть пустим на ремонт туалета для туристов. А там, глядишь и гостиницу построим. И потянутся к нам туристы со всего света."
33.
Про туалет я подумала, потому что обнаружила его по соседству с домом вождя.
34.
Экскурсия по деревне проходит по одному и тому же маршруту.
Сарай со старыми щитами, копьями и прочими магическими артефактами. Я даже фотографировать не стала.
Монументальное творчество, где легко узнаются мадонна с младенцем и писающий мальчик. И ещё есть два неопознанных чувака. Возможно это Ромул спрашивает у Рема, не видал ли тот их волчицу.
35.
Следующая сарайка - самое сакральное место. Здесь собраны черепа всех предыдущих вождей племени.
Они призваны охранять деревню и давать мудрость её жителям.
36.
Кстати, вот прям сейчас пришло в голову. Получается такое движение от простейшей защиты (копья и щиты) к более сильной - каменным идолам. И завершает всё самое сильное средство - защита в виде черепов почивших вождей.
Ну, и конечно же не обходится без выхода нынешнего вождя со своей молодой женой и с жёнами недавно почившего отца (одна из них, как можно понять, его мать).
37.
В прошлый раз молодая жена была другая. Но нам сказали, что это его вторая жена. Вождь же. Может себе позволить.
На этом наша экскурсия по деревне заканчивается.
Покидая центральную поляну заметила среди сидящих под деревом женщин одну в нашей куртке.
Интересно, откуда такое богатство.
38.
Тем временем наша му-му приготовилась.
39.
Посмотрим-посмотрим, что там получилось.
40.
Как обычно, поначалу все немного воротили носы и не решались попробовать.
Пришлось рискнуть. Увидев, что я не умерла сразу, нашлись ещё несколько храбрецов. И когда они сказали "слушайте, а это вкусно", к рёбрышкам потянулись остальные.
41.
В отличие от свиньи, которая за два часа становится лишь резиновой и не очень съедобной, мясо на рёбрышках было очень мягкое и ароматное, благодаря травам.
В общем, эксперимент можно признать удачным.
Как обычно, мы лишь немного попробовали, а большую часть еды оставили жителям деревни.
42.
Нам не жалко, а людям приятно.
43.
Вождь нынче прям в ударе был.
44.
Нет, хочется всё-таки расспросить у него и у других жителей деревни, что они по поводу нас и наших визитов думают.
45.
И кто настоящий хозяин и начальник в этой деревне.
46.
Ну, и чтобы не заканчивать на теме еды, ещё несколько картинок напоследок.
Один из старейших, как нам сказали, житель деревни рядом с традиционным домом.
В прошлый раз пытались выяснить, сколько ему лет. Сказал, что был рождён во время второй мировой войны.
47.
Молодёжь.
48.
Смотрите, какие аккуратные грядки.
49.
Казуар выглянул из своего загона.
50.
И закончу своим любимчиком - древесным кенгуру.
51.