Когда речь заходит про поездки в Папуа-Новую Гвинею, обычно люди тут же делают две вещи.
Во-первых, они спрашивают, практикуется ли там до сих пор каннибализм.
А во-вторых, большинство людей сразу же представляют картинки из глянцевых журналов про путешествия. Те, где папуасы красочно разнаряженные в перьях и повязках из листьев изображают то ли охоту, то ли ритуальные танцы.
И все такие сразу:
- О, а вы такое видели? Они там правда так ходят?
Про каннибализм. Все папуасы, которых мы спрашивали об этом, отвечали, что такого у них в стране больше нет. Вот дедушка, да, практиковал. А сейчас ни-ни.
Остаётся только верить. Людям вообще надо верить (пока они тебя не начали поджаривать).
Могу только сказать, что ни на рынках, ни в магазинах человеченкой не торгуют. И туристы у нас до сих пор ни разу не пропадали. Сколько приехало, столько довольных уехало. А что уж там у них между собой творится, кто знает. Никто там людей особо не считает. Вон, они даже свой возраст с трудом могут назвать, да и то примерный.
А про нарядных людей - вот вам, пожалуйста.
Как на картинке в журнале. Раскрашенные и в перьях.
1.
Конечно, из моих предыдущих рассказов - про наш поход на рынок и про деревню - вы могли увидеть, что никто так в стране не ходит.
Ходят они в основном все в шортах и футболках. Женщины немного выделяются своими яркими цветастыми платьями.
Однако, в наиболее продвинутых с туристической точки зрения деревнях давно поняли, что привлекает туристов в страну.
Поэтому специально для туристов стали устраивать небольшие костюмированные шоу.
А правительство это всячески поддерживает, как элемент сохранения традиционной культуры.
Происходит такое знакомство с культурой обычно так.
Приезжаешь в деревню. Там артисты готовятся, красятся, наряжаются.
Потом выходит вождь, рассказывает, как все рады видеть туристов. Потом они минут десять танцуют. Потом вождь выступает с заключительным словом: мол, вернётесь домой, расскажите, как у нас хорошо, и как мы ждём туристов.
Папуа-Новая Гвинея - не самое, надо сказать, популярное туристическое направление, несмотря на свою уникальность. Поэтому туристов немного, но их очень ждут.
Чаще всего вместе с танцами рассказывают какую-то легенду, чтобы было понятно, зачем они так нарядились, и что изображают.
Мы потом посетим ещё три таких деревни.
Но в некоторых просто - синг-синг шоу. Типа, попели, поплясали - никаких замороченных легенд.
В деревне Пима был вот этот самый банальный синг-синг. Но зато после него - экскурсия по деревне с показом артефактов, вождя и его семьи.
А ещё, вы же помните, уже несколько часов в листьях под гнётом раскалённых камней томилась свинья по-папуасски. И мы к ней ещё обязательно вернёмся.
А пока пойдёмте на шоу.
На большой поляне, куда мы пришли, нас уже ждали.
2.
Самые деловые уже разложили свои нехитрые сувениры. Некоторые же просто были такими же зрителями, как мы. А что, шоу же. Развлечение.
3.
Первыми вышли девчонки - начали стучать в барабаны и затянули нехитрую мелодию.
4.
Чуть позже к ним мужики присоединились.
5.
И пошло у них веселье.
С копьём - это молодой вождь. Когда я была в прошлый раз в 2016 году (пришлось всё-таки слазать в архивы, чтобы вспомнить, когда я была), вождём был его отец. Но буквально несколько лет назад старый вождь скончался, пришлось вот молодому занять место.
Впрочем, мы к вождю и его семье ещё вернёмся.
6.
Пока же давайте к артистам и к их костюмам. Ибо вождь, в отличие от батюшки покойного талантов музыкальных не проявлял. Стоял скромно, за копьё держался.
А остальные во-всю старались, гоняя по кругу одну и ту же мелодию.
7.
Но очень вдохновенно. Особенно, когда старший из артистов пускал в действо прекрасный серебристый свисток, который, конечно, слегка диссонировал с нарядами и традиционными инструментами, но сами понимаете, прогресс есть прогресс.
8.
Вот детишки тоже собрались на родителей посмотреть.
9.
Сзади костюмы у танцоров не менее интересные, чем спереди.
10.
Как вы можете заметить, у девушек грудь прикрыта тряпицами, максимально подобранными под цвет кожи.
На самом деле, не у всех. Одна из четверых выступала топлес. Поэтому она присутствует только на одной фотографии - сделанной издалека.
Вблизи я фотографировала, стараясь, чтобы она не попадала в кадр. Ибо понимала, что будут проблемы с размещением подобных фотографий в социальных сетях.
11.
Когда отгремели танцы и песни, настало время рассматривать костюмы и фотографироваться.
Жители деревни фотографировали нас, фотографирующихся на фоне артистов.
12.
Элизабет - жена Пима, которая в тот день выступала в качестве экскурсовода, рассказывала из чего сделаны наряды.
13.
У девушек попроще - из перьев птиц и ракушек.
14.
У мужиков же всё сложнее. Там и ракушки, и перья, и целые птички, распятые на шляпах.
Но самое интересное, конечно, со шляпами. Они сделаны из человеческих волос.
Элизабет объяснила, что когда детям стригут волосы, их (волосы, а не детей) не выкидывают, а собирают и вплетают в шляпы, которые таким образом постепенно становятся всё больше и больше.
Я сделала смелое предположение о том, что раньше волосы брали всё-таки с поверженных и съеденных врагов. На что Элизабет сказала:
- Нет-нет, сейчас никто так не делает. Волосы берут с живых людей.
15.
В общем, эта шляпа - этакая семейная реликвия, которая передаётся из поколения в поколение.
Потом настало время фотографий.
Групповых, где я почему-то почти не поместилась.
16.
И не очень групповых. Вот. Пусть будет. А то некоторые спрашивают, почему меня нет на фотографиях.
Я есть. Я существую.
17.
Пока одни фотографировались, другие занялись шоппингом.
18.
А затем мы пошли на экскурсию.
Сначала пришли к дому, где были собраны разнообразные предметы, которые раньше использовались в быту и не только.
19.
Вот, например, предназначение этой штуки весьма любопытное.
Если кого-то убивал неизвестный, и родственники хотели отомстить убийце, они закладывали в эту штуку немного праха покойного, произносили магические заклинания и обходили окрестности с штуковиной.
Всё.
Убийца через некоторое время заболевал и умирал.
Как говорится, и настигала его кара небесная.
20.
Перед домом были выставлены нарядные щиты. Кстати, в их произношении это было больше похоже не на английское shield, а как раз на русское "щит". Только "Щ" у них какая-то не очень чёткая получалась, больше, к "Ш". В итоге получалось нечто среднее между щит и шит.
21.
Правда, так и осталось загадкой, как правильно использовать этот щит, и что защищать важнее.
22.
Потом мы прошли в святилище, где были собраны всяческие магические фигуры для совершения ритуалов.
23.
И в дом, где собраны черепа вождей. Традиция у них такая. Когда вождь умирает, его череп (после определённой обработки) помещают в этот домик. Чтобы вождь своей мудростью и силой защищал и наставлял племя.
24.
А потом мы пошли к дому вождя.
Он там нас уже ждал со своей молодой женой, маленькой дочкой и вдовами почившего отца.
25.
Вождю 28 лет, жене 26. И у них пока одна дочка.
Мы спросили, сколько детей у вдов старого вождя.
У старшей 10.
У той, которая помоложе - шесть, включая молодого вождя.
26.
Тётенек пришлось подрезать из соображений цензуры ибо они были топлес.
Я не поленилась, полезла в старые записи. Нашла фотографию вождя с ними.
Не такой уж он и старенький был восемь лет назад. А теперь его череп защищает деревню...
Вот такая, значит, штука жизнь.
27.
Впрочем, отвлечёмся от вопросов о вечном. Ибо на этом наша экскурсия закончилась.
А за это время наша свинка в камнях и листьях вроде как приготовилась.
28.
Настало время доставать мясо и овощи.
29.
Овощи, кстати, ничего пропеклись. И наполнились ароматом трав.
Правда, сначала никто эту еду пробовать не решался. Все смотрели на антисанитарные условия приготовления, морщились и говорили:
- Мы, пожалуй, воздержимся.
Пришлось пожертвовать собой и показать пример.
Видя, что я не умираю тут же на месте от холеры, все как-то тоже присоединились к дегустации.
А вот мясо свиньи было жёсткое и лучше всего подходило для тренировки челюстей по жеванию.
Чтобы в таких условиях свинья нормально приготовилась, требуется не три часа, конечно, а целый день. Тогда, говорят, очень вкусно получается (Боря рассказывал, его в прошлый раз на свадьбу звали, там вот была вкусная свинья).
Поэтому со следующей группой мы попросили сохранить свинье жизнь до поры до времени, заменив её на просто мясо. Отдельные кусочки уже разделанного мяса пропеклись за три часа гораздо лучше, и получилось очень даже вкусненько.
Эту же свинку мы почти всю оставили деревенским жителям, к их великой радости. Вот у них вечером, наверное, пирушка была.
Напоследок угостили древесного кенгуру цветочками, которыми тот самозабвенно лакомился.
30.
Жаль, конечно, этого малыша, который год живущего в тесной клетке на куче своих экскрементов.
Ну, увы. Помочь ему мы никак не могли.
31.
Мы попрощались с жителями деревни и поехали в лодж, откуда ещё до рассвета должны были выехать к началу треккинга на Гилуве.