Ну, что же. Пора уже приступать к описанию непосредственно забега. И подозревая, что описание это будет почти столь же долгим, как сам забег, я решила его разделить на две части.
К тому же, по логике сюжета повествование также само собой разделилось на две почти равные половинки.
Первую - почти оптимистическую, в которую уложилась первая половина дистанции. Та половина, которая ещё была похожа на забег, была наполнена надеждами на забег, прекрасными цветами и фотографиями на фоне Белухи.
1.
В полночь, так и не сумев заснуть, но по крайней мере сумев отдохнуть, я вылезла из кровати и начала собираться на старт.
Сборы были недолгими. Ибо я всё предусмотрительно подготовила накануне. Наклеила тейпы, заклеила ноги. Собрала рюкзак. Красиво сложила одежду.
Оставалось только натянуть её и изобразить завтрак, что не так-то просто сделать в первом часу ночи.
Не знаю, как у других с аппетитом в это время, а у меня очень не очень.
Предстартовый мандраж аппетита не прибавлял.
Впрочем, мандраж был не так чтобы сильным. Пока я лежала, пытаясь заснуть, я снова и снова в голове прокручивала дистанцию - наборы высоты, сбросы, точки с контрольным временем, возвращалась к опыту предыдущих забегов и в целом постепенно приходила к мысли, что нет ничего невозможного в задуманном.
Скорее наоборот. Всё задуманное более менее выполнимо. При удачном стечении обстоятельств.
По крайней мере это так выглядело на картинке, которая сложилась в моей голове к тому моменту, когда я пошла в стартовый городок.
В час тридцать со стартовой поляны отъезжал трансфер на наш старт, который находился немного в стороне от Тюнгура.
Когда я пришла, там уже почти все собрались.
Организаторы выкликивали номера, пытаясь убедиться, что все заявившиеся на нашу дистанцию пришли.
Мы расселись в машины - открытый кузов со скамеечками по бокам - и обдуваемые ветерком (тут я порадовалась, что взяла тёплую кофту, которую можно было на старте оставить организаторам), подпрыгивая на кочках попылили к стартовой арке.
Ехали мы так минут двадцать. Причём наша машина, ехавшая первой, приехала последней, потому что водитель пропустил поворот. Так что мы выгрузились за пять минут до старта.
Времени на какую-то подготовку (а что там готовиться, уже всё готово), сомнения и волнения не осталось.
Все построились для общей фотографии, сфотографировались и буквально через пару минут был дан старт.
Всего, как нам сказали, стартовало 49 человек.
2.
Со старта шла ровная дорога. Видимо поэтому все ломанулись, как на стометровку, подняв клубы пыли, от которых аж дышать было тяжко.
Я благоразумно предпочла подождать, когда все удалятся, а пыль немного осядет, понимая, что гнаться мне за этими мощными бегунами бесполезно. К тому же впереди больше ста километров. Куда спешить-то.
Все убежали, а я продолжила путь в одиночестве, лишь иногда наблюдая свет удаляющихся фонариков впереди.
Через пару километров случилась первая речка. Я притормозила, пытаясь понять, как по ней пройти. Но долго стоять не пришлось. Тут же оказалось, что в темноте притаился фотограф. Ослепляя вспышкой, он говорил:
- Не стесняйтесь, идите. Вода хорошая, мокрая.
Ну, я и пошла.
3.
Дальше тропинка шла по лесу, уверенно забирая вверх. Поэтому я особенно не торопилась. Я вообще неторопливый такой бегун. А в ночном лесу идя в горку я становлюсь совсем не бегуном.
Опять же, куда торопиться, когда впереди долгая дорога. Единственное, что меня ограничивало в моём неторопливом движении - это первое контрольное время.
Надо было придти на первый пункт под загадочным названием ГМС не позднее, чем через три часа после старта. До этого пункта было около 12 километров и больше 1000 метров набора высоты.
И я понимала, что с этой задачей успешно справлюсь.
Несмотря на то, что на брифинге сказали, что на этом участке разметку сняли, и надо ориентироваться по треку (вообще-то основная мысль была, что там одна тропинка и деваться некуда, ну да ладно), разметка всё-таки была.
Ленты со светоотражающими полосками горели яркими огоньками в свете фонаря. Такими яркими, что создавалось впечатление, будто это кто-то с фонарём стоит на тропе и ждёт тебя.
Поэтому через какое-то время я начала разговаривать с ленточками.
Видя издали очередной такой фонарик я мысленно говорила:
- Привет-привет. Спасибо вам, милые ленточки, что показываете дорогу.
Не везде, конечно, было настолько хорошо их видно.
В одном месте я догнала мужчину, который потерял разметку и тропу. Сверившись с треком, пройдя немного в сторону разметку я нашла. И пошла дальше с гордым чувством:
- Воу! Надо же, я кого-то обогнала.
Правда, триумф мой был недолог. Вскоре я тоже немного плутанула и ушла по какой-то тропинке (они говорили, что там одна тропа, ага-ага) немного в сторону. Хорошо вовремя спохватилась, что тропинка какая-то уж больно невыразительная стала, сверилась с треком, поняла, что забрала влево и напрямик через какие-то кусты вышла обратно на правильную тропу, находив лишние полкилометра, что было, конечно, не критично, но немного обидно.
В это время меня тот бегун догнал. Потом я его снова обогнала.
А там уже начало светать, и ориентироваться стало гораздо легче. Ну, вот не люблю я очень двигаться в темноте. И ничего с этим поделать не могу.
Поэтому рассвет, который наступил как-то неярко, но неотвратимо где-то в четыре утра был встречен мной с превеликой радостью.
4.
А там уже и первый пункт, тот самый ГМС показался, приветливо подмигивая гирляндами фонариков. До него я добралась за два часа сорок минут с момента старта.
5.
Заботливые волонтёры напоили, накормили. Когда я собралась уходить, как раз мой коллега подошёл. Теперь уже его поили и кормили, а я двинулась дальше, гордая тем, что в первое контрольное время уложилась с запасом и не самая последняя иду.
Следующее контрольное время было на тридцать третьем километре. Там, где наша дистанция расходилась с дистанцией под названием L - на 80 километров.
Они оттуда поворачивали на приют Аккем, а мы, те кто успевал оказаться там не позже, чем через десять часов от начала старта - в сторону к Белухе.
Нужно было преодолеть 21 километр, набрать где-то полторы тысячи метров. И с учётом имеющихся семи часов выглядело это всё не так уж страшно.
С этими оптимистичными мыслями я выдвинулась к следующему пункту питания под названием Каменная изба, который находился в девяти километрах.
Участок этот проходил с небольшими подъёмами, кусочками спусков и ровными участками. Так что был ненапряжный и даже местами вполне беговой.
Только тут меня вот какая засада ждала. Вернее, даже две.
Во-первых, как только я вышла из леса, начались виды. И восход.
6.
А во-вторых, вместе с видами по сторонам по обе стороны тропы появились цветы. Много цветов. Рыжие, жёлтые, белые, синие, фиолетовые. Ну, просто невозможно пройти мимо.
7.
Поэтому вместо того, чтобы высунув язык мчаться в сторону по направлению к финишу, я то и дело останавливалась.
Невозможно же не остановиться, когда такое.
8.
Вдали появились живописные горы с пятнами снега. А выползающее солнце, пока ещё не дошедшее до нас и поэтому безобидное, окрасило их в рыже-розовые оттенки. Я понимала, что красота эта будет недолгой, поэтому просто не могла пройти мимо.
9.
И ничего, что дорожка в этом месте была вполне беговой. Какой уж тут бег.
А с другой стороны, я ж здесь как раз чтобы красоту посмотреть и оказалась. Вот и смотрела.
10.
И цветы. Сколько же я времени потратила останавливаясь, разглядывая их, фотографируя.
11.
Суммарно на всей дистанции не меньше часа на цветочки ушло. Жалею ли я об этом потраченном часе?
Вовсе нет.
12.
Наверное, из всей дистанции участок до ПП Каменная изба был самый приятный. Нежарко, красиво, под ногами приятная дорожка, а не месиво из камней.
13.
Не удивительно, что я к нему вполне себе бодренькой выползла, получив немало положительных эмоций.
14.
Там я застала ещё несколько своих коллег с дистанции.
Один удивлённо спросил меня:
- Ничего себе ты втопила. Тебя же не было видно.
- Это не я втопила. Это вы на первых километрах рванули, как на стометровку, вот и подздулись сейчас. А я почти в одном темпе иду.
По ребятам было видно, что они явно задрали темп с первых километров и теперь выглядели слегка избыточно усталыми для двадцати километров из ста пятнадцати.
Тут, конечно, каждый сам выбирает свою тактику прохождения маршрута. А на брифинге организатор говорил, что нас ждёт жара и поэтому может быть хорошей идеей будет, пока холодно, попытаться побольше преодолеть.
Мне это сразу показалось так себе идеей. Но все люди разные.
Впереди был третий пункт питания - вершина Кара-Тюрек, самая высокая точка на нашем маршруте. За где-то семь километров надо было набрать метров семьсот и забраться на высоту 3070 метров над уровнем моря. А это, надо сказать, приличная высота, где неокрепший организм может поджидать горняшка.
Но пока нас ждали только цветочки.
15.
Помня о надвигающейся жаре и гипотетической горняшке, я спокойно равномерно шагала вверх, набирая высоту и километры.
И несмотря на свою неторопливость, на этом участке до Кара-Тюрека я умудрилась обогнать ещё четырёх человек.
Но ещё больше человек обогнало меня.
Через два часа после нашего старта с того же места и по тому же маршруту стартовали бегуны на 80 километров. И вот теперь топоча своими мощными ногами лидеры обгоняли меня.
Я уступала им дорогу и желала хорошего дня.
16.
Это они там куда-то торопились. У меня же виды, цветочки. Вот и первый снег, пока ещё совершенно безобидный, на нашем пути появился. Ну, как не остановиться не сфотографировать.
17.
Обгоняя меня очередной бегун спросил:
- Первая?
- Почти, если с конца считать.
- В смысле?
Тут я поняла, что он во мне лидера на 80 км заподозрил (интересно, что могло его натолкнуть на такую мысль?) и объяснила, что девочки-лидеры на 80 км ещё не пробегали, а я на 115 км, поэтому гуляю не торопясь.
Ну, то есть как не торопясь. Оглядываясь назад, туда, где далеко-далеко виднелась уже пройденная дорожка, я понимала, что есть те, кто медленнее меня. Ребят, которых я обогнала даже видно не было.
18.
Хотя у меня тут сплошные помехи на дистанции. Ведь нельзя же, например, пройти и не сфотографировать снежник в виде сердечка.
19.
На самом деле, если и не останавливаться, то немного снизить темп хотелось ещё и потому, что на часах было только начало девятого, а солнце уже неумолимо начало припекать.
Мимо меня пробегали бодрые спортсмены. Вот уже и девочки-лидеры на 80 км миновали меня. Сначала одна, потом вторая почти сразу за ней.
20.
А я хоть и пыталась ускориться на относительно плоских участках, всё же предпочитала силы поберечь.
21.
Опять же, виды посмотреть надо. Цветочки запечатлеть.
22.
Оглянуться ещё раз на пройденный уже путь.
23.
К началу десятого, то есть чуть больше чем через семь часов со старта я выползла на Кара-Тюрек.
24.
В конце подъёма нас приветствовала вот такая милая мотивашка.
25.
Про "беги" - это, конечно, здорово, но не про меня.
Высота больше 3000 метров над уровнем какого-то бесконечно далёкого моря. Жара, как на тот самом, самом южном море в разгар сезона. Солнце палит нещадно, так что я уже пару раз кремом намазалась, хоть и не очень тщательно, но старательно.
И хочется не бежать, а прилечь где-нибудь в теньке.
26.
Но тенька не было. Зато был пункт питания. Вернее, что было гораздо актуальнее - пункт поение.
Можно было напиться воды, морса, изотоника. И во фляжки набрать.
А ещё оттуда открывался совершенно роскошный вид на Белуху, на Аккемскую стену, на ледник, куда нам ещё предстояло подняться. И на кусочек Аккемского озера, к которому сперва надо было спуститься.
Девушка-волонтёр предложила сфотографировать меня на фоне этого великолепия. Я конечно же не стала отказываться.
27.
Хочется поблагодарить эту девушку за чудесную фотографию.
Я напилась, вобрав в себя неимоверное количество жидкости, пополнила запасы воды во фляжках, поела.
Немного постояла, любуясь видами и собираясь с силами.
Прошло, судя по отметке на контрольном пункте, 7 часов 14 минут с момента старта.
Позади было почти 27 километров, набрано суммарно больше 2500 метров. До контрольного времени в десять часов, чтобы продолжить дальше путь по маршруту XL нужно было спуститься к Аккемскому озеру, сбросив 1000 метров и пройдя около пяти километров.
Времени было полно.
Крутые спуски по осыпным каменистым тропам - не моя сильная сторона (как вы поняли, тут у меня вообще сильных сторон немного, но некоторые особенно бессильные).
Поэтому я потихоньку почапала вниз.
Где-то на этом крутом каменистом пути навстречу мне поднимались всадники с лошадьми.
Я посторонилась, попуская их. Подумала, не те ли это лошадники, которые срывают разметку, а если те, то не скажут ли они мне чего плохого.
Но люди на лошадях в ответ на моё приветствие поздоровались и укопытали наверх, обдав меня столбиками пыли.
Сбросив частично высоту я снова оказалась среди цветов.
А это, как вы понимаете, засада.
Потому что с одной стороны у тебя контрольное время, часики тикают, ещё немного и тебя не выпустят в сторону Белухи, к Томским ночёвкам. К той части маршрута, ради которой, собственно, все эти 115 километров и планировались, а переведут на дистанцию L.
А с другой - как можно пройти мимо таких цветов. Не рассмотреть, не запечатлеть нежные жёлтые лепестки, ковром покрывающие полянки.
28.
Не остановиться разглядывая синие, упрямо пробивающиеся между камней.
29.
Потом вспоминаешь, что часики-то тикают. Утираешь пот. В то и дело удачно расположенных на тропе ручьях, коих немало, мочишь баф, умываешься, поливаешь водой волосы, ненадолго облегчая участь, и топаешь дальше.
30.
Когда за очередным изгибом тропы снова отрылась Белуха, я вспомнила, что наверху меня-то девушка сфотографировала на фоне Белухи и ледника, а сам вид, не испорченный моим присутствием, я не сняла. Надо исправиться. Хоть так.
31.
А ещё лучше так. И пусть не видно ледника и озера, зато жарки яркими рыжими пятнами усыпали всё вокруг.
32.
Сами понимаете, бегать в таких условиях очень тяжело. Хочется идти неторопливо и созерцать красоту.
И не говорите, что дело вовсе не в красоте, а в том, что я так себе бегун. Да ещё и жара.
Я и сама это знаю. Но мне больше нравится версия про красоту.
33.
Километр за километром, ручей за ручьём - с одной стороны, хорошо, что их было много. Можно было постоянно охлаждать голову и умываться. С другой - чаще всего мне не удавалось аккуратно перейти их по камушкам, поэтому ноги едва успевали высохнуть, как снова намокали.
Ногам тоже, конечно, была приятна прохлада воды. Но бегать с мокрыми ногами - так себе история.
Впрочем, с тех пор как я начала бегать трейлы, отношение к мокрым ногам сильно поменялось.
Теперь, когда кто-то говорит "если я промочу ноги, как я пойду, я же натру их", я думаю "что вы знаете о мокрых ногах..."
Ну, это так, лирическое отступление.
Сами понимаете, когда час за часом куда-то движешься, какие только мысли в голову не придут.
Кстати, как ни странно, на этот раз мне ничего особо интересного в голову не приходило.
В основном в голове пульсировала мысль о том, что надо успеть к контрольному времени. И это слегка отравляло прекрасную прогулку.
34.
Как бы там ни было, через восемь с половиной часов (имея в запасе полтора часа времени) я вышла на развилку, где стояли парень с девушкой - волонтёры. Девушка направляла бегущих 80 километров налево - к Аккему.
- Это к вам надо прибежать быстрее, чем за десять часов? - спросила я.
- Да, вам направо к озеру.
Я на всякий случай уточнила, точно ли я всё правильно поняла, и отметят ли они, что я прошла их. Но мне объяснили, что раз я успела быстрее чем за десять часов, то я просто могу продолжать движение по своему маршруту, а отмечать ничего не надо.
Потом один парень рассказывал, что они вчетвером пробежали это место, получили указание идти направо дальше по маршруту и не уточнили, как я про то, будет ли какая-то отметка в протоколе. И потом, пройдя немного дальше, думая, что их номера должны были просканировать, они не знали, что делать и хотели даже идти обратно, выяснять, что да как.
Но потом всё-таки решили не делать этого, но были мучимы сомнениями ещё какое-то время. В общем, полезно иногда задавать уточняющие вопросы, даже если они выглядят достаточно глупо со стороны.
На этом наша дистанция с маршрутом тех, кто бежал 80 км временно разошлась. Они повернули уже в сторону дома, нам же предстояли более интересные приключения.
Впереди было больше семидесяти километров и больше двадцати пяти часов до окончания контрольного времени.