14 декабря.
Если меня спросят, какой день был самым приятным во время пребывания в Антарктиде, наверное это будет именно этот день. День когда мне дали помыться в душе. Иногда для счастья надо так немного - ведро горячей воды. Но... Это Антарктида, дружок. Здесь своя шкала ценностей. Свои сословия :)
Самые випистые клиенты - это те, которые летят на Южный полюс. Просто летят. Они живут в хороших палатках с кроватями. Едят в отдельной столовой. Их больше всех развлекают. Они единственные кому после возвращения с полюса устраивают праздничный банкет. Мы стали было рассуждать, что деньги-то за все программы платятся приблизительно одинаковые: и полет на полюс, и восхождение на Винсон, и последний градус - все стоит порядка 40-50 тысяч долларов. И совершить полет, который занимает 12 часов туда-обратно вместе с экскурсией по станции - ну вообще ни разу не подвиг. За что им банкет? Почему так не встречают ни с Винсона, ни тех кто дошел до полюса на лыжах?! Разумная Люда на наши возмущенные бурчания ответила:
-Да ладно, у них самая дурацкая программа. Надо же как-то оправдать за что с них берут такие деньги.
Программа действительно дурацкая. Видимо для тех, кому не важно посмотреть, увидеть, почувствовать. Важно лишь поставить галочку на карте - я здесь был. Все равно что дать посмотреть в замочную скважину, чтож там такое в комнате творится.Антарктида лайт. Так что банкет служит видимо слабым утешением :)
Вот собственно он - южный полюс. Можно и не летать никуда. Там все то же самое - только флаги больше и станция американская Амундсен - Скотт.
Герои возвращаются с полюса.
Следующее сословие - те кто участвует в более серьезных программах: восхождения, поход на полюс. Это почти спортсмены, почти свои. Живут в своих палатках. Едят в гайд тенте. Их даже иногда просят помыть за собой посуду. Да и вообще на Юнион Глетчере они проводят не так уж много времени. К тому же развлечением их занимаются собственные гиды. Да как правило после экспедиций никаких дополнительных развлечений уже не хочется. Поспать да поесть. Отношение к ним попроще, более приветливое, но все равно это клиенты.
Ну и наконец, если рассматривать только приезжих, а не постоянно работающих - гиды различных компаний. То есть мы. Мы на работе. Поэтому отношение как к коллегам. Иногда это означает излишний напряг. Зато... зато им, то есть нам доступно то, что клиенты не получают ни за какие деньги. Например, сходить в душ. В самый настоящий горячий душ.
Вот он - душ по антарктически.
Технология очень простая: в белый бак наливается горячая вода, путем докидывания снега она доводится до комфортной для душа температуры. После этого, в бак опускается шланг, нажимается волшебная кнопочка, и вода по шлангу течет в душ. В принципе одного бака хватает, чтобы помыться. Но при желании процедуру можно повторить.
На всякий случай для особо одаренных имеется подробная инструкция
Вот оно - счастье
Ну как объяснить... На дворе 14 декабря. Из Пунта Аренаса мы вылетели 5 декабря... И с тех пор единственное средство гигиены - влажные салфетки. И вечно одетое состояние. Потому что тут как бы не жарко все-таки. И иногда возникает ощущение, что термобелье уже вросло в кожу, а волосы превратились в паклю и легче будет их сбрить нафиг, чем расчесать. И вдруг - горячая вода. Много-много горячей воды... Теплое помещение. Настолько теплое, что из него выскакиваешь на снег босиком.
Вы знаете что такое вечно перемороженный снег хрустящий под босыми ногами?
И волосы уже не похожы на паклю. А похожи на волосы. Ну и конечно же я перестирала все термобелье и все термоноски... Это была самая приятная стирка в жизни. Руки в теплой воде - такое забытое и такое приятное ощущение.
Коллеги мои жестко обломились. Впрочем, как и все клиенты. С утра на доске объявлений написали, что 15 декабря будет топливный рейс и всех увезут. Я уже стала было прикидывать, как буду здесь жить 2 дня до приезда группы. Когда увезут всех-всех. Все группы с Винсона сидели уже в лагере в ожидании рейса на большую землю. «Полярников» с утра повезли на полюс и они тоже радостно прикидывали, как сразу же на следующий день полетят домой. И вдруг к обеду - новое объявление. Рейс 15 декабря отменен. Следующий рейс 17 декабря, если погода позволит...А нечего. Заплачено до 17 декабря, вот и надо сидеть и не дергаться.
Ну а в целом весь день был посвящен обжорству и ничего не деланью.
Бодрые новозеланцы ушли на пик Россман. Нас звали, но мы оказались слабы духом... К вечеру состояние обжиралова стало невыносимо. К ужину вернулись новозеландцы. Бодрые, веселые. Мы все разузнали куда же они ходили и решили на следующий день последовать их примеру.
15 декабря.
Похоже это была первая ночь, которую я просто спала. По-настоящему, как дома. То есть беспробудно. До часа ночи опять правда промаялась. Наблюдала гордое прибытие полетчиков на южный полюс. Но час ночи - это уже достижение, по сравнению с обычными 3-4 часами утра, до которых я бодрствую тут. Не понимаю почему так. Во-первых, вообще плохо спится. Это скорее не сон, а полубред. Во-вторых, раньше 4 утра в организме ну ни малейшего намека на сон. А тут в час ночи просто срубило. И только в восемь утра Люда разбудила меня на завтрак. Пожалуй я бы даже пропустила это мероприятие, но у нас же были грандиозные спортивные планы. Предстояло пройти 6 км на лыжах под начало маршрута, залезть на пик Россман, ну и вернуться тем же манером домой.
Простой и логичный маршрут. Ровно по гребню, как он идет на фоне неба.
От лагеря до Россмана - 6 километров. Но когда смотришь на него из лагеря, кажется что от палаток до начала маршрута минут 15 идти. Расстояния в Антарктиде вообще очень обманчивы. Все выглядит гораздо ближе чем есть на самом деле.
Пошли втроем: Люда, Иван Трофимович и я.
Ну и хорошо. Потому что все оказалось не так просто как выглядело из окошка палатки и как описывал Марк. Ну точно, устраняет конкурентов. Иначе непонятно, почему он сказал, что кошки брать необязательно, когда под вершиной крутой ледовый склон и если бы с нам были клиенты наверняка вообще пришлось бы вешать перила.
Дорога ведущая в никуда. Видимо в хорошую погоду состоятельные горожане Юнион Глетчера выезжают сюда на пикник.
В целом же это была приятная прогулка на вершину. Пока шли на лыжах я размышляла, как же классно. Как же мне здесь нравится. Этот снег, эти просторы, эти горы. Тихое счастье колокольчиком звенело внутри.
Бесконечные просторы...
На самом деле, мы просто отдохнули, погода звенела. Стояла жара жарища. Ничего странного, это же лето на самом южном юге.
Вот только еще какая мысль посетила мою шальную голову. Было бы прикольно пройти вот так одной на лыжах по Антарктиде. Только... Вот представила я: бескрайние снежные просторы, звенящая тишина и вот это вечное «хрум-хрум» под лыжами. Наверное от этого звука можно через пару дней сойти с ума.
А потом мы ловко лезли по скалам на вершину. Перед вершиной пошли ледовые куски. Но мы же ловкие. Мы веревку так и не достали из рюкзака.
Вид на Юнион Глетчер с гребня
Вот только на вершину вышли и задумались, как же вниз-то спускаться будем. Люда как раз Абрамову позвонила, узнать, что и как... Ну и между делом сказала, что мы сидим на вершине и не знаем как спускаться. И че-то он так всерьез разволновался.
А в лагере все то же - еда... Много много еды. Сплошная тусовка, общение всех со всеми... Иногда это утомляет. Пожалуй надо будет завтра взять лыжи и прогуляться в одиночестве.
16 декабря
Несмотря на грандиозные спортивные планы, никуда я гулять не пошла. Затягивает ленивое времяприпровождение. Целый день мы шлялись по лагерю и фотографировали то, что попадалось по пути.
На досуге заполнили страничку в гостевой книге. Вот такую красоту навели. Ровно через две недели я еще одну такую красоту в этой же книге навела, уже с другой группой
По вечерам эта палатка всегда была забита народом.
На досуге мы занялись изучением местного автопарка
На снегоходах развозят грузы по лагерю и ездят в недалекие экспедиции.
Основным же средством передвижения являются вот эти машины
При чем две из них - на колесах
а одна - вот на таком ужасе