До недавнего времени лично я плохо себе представляла, что такое выморозка кораблей.
И понятия не имела, зачем их вмораживают, а потом вымораживают.
Когда я читаю то, что пишут люди на эту тему в интернете, у меня складывается впечатление, что все на свете уже знают про выморозку. И только я по какой-то случайности пропустила такое понятное всем явление.
Но если вы вдруг тоже почему-то не знаете, как отремонтировать корабль не загоняя его в док, если в вашем распоряжении есть река и морозы ниже -50 градусов, то давайте вместе отправимся на Жатайский судоремонтный завод в караванный цех, где нам показали и рассказали, как проходит выморозка кораблей.
1.
Итак, что же такое выморозка и зачем она нужна?
Этот способ ремонта кораблей распространён в регионах, где достаточно продолжительное время стоят очень сильные морозы - Сибирь, Дальний Восток.
Выморозка позволяет одновременно ремонтировать большое количество кораблей - не нужны доки, не нужно переставлять корабль в док на ремонт.
До прихода сильных холодов, пока река ещё не встала (а в данном случае мы речь ведём о реке Лене и о Ленском речном пароходстве) караваны судов приходят в Жатай.
Здесь они остаются на зимовку, постепенно вмерзая в реку.
Кстати, так как суда приходят караванами, то и цех, где их потом будут ремонтировать, называют караванным.
Ну, как цех. Такой естественный цех под открытым небом.
2.
3.
К ноябрю река покрывается льдом, и когда он становится достаточно толстым, начинается процесс выморозки.
4.
Промёрзнет река до полуметра - осторожно снимают первые 20 сантиметров, и ждут, когда под воздействием холода лёд снова наберёт толщину, промёрзнув ещё глубже.
В это время начинают освобождать ото льда другой корабль.
5.
И так слой за слоем, постепенно добираясь до днища корабля и до узлов, которые требуют ремонта.
6.
Снаружи виден вот такой относительно небольшой вход.
7.
Зато под кораблём - целые лабиринты.
8.
В которых с непривычки как-то даже жутковато находиться.
Мы засунули свои любопытные носы, прошли под днищем - и скорее наружу.
9.
Несмотря на то, что для выморозки используются не самые нежные инструменты - электрическая пила, кайло, работа эта требует практически ювелирной точности.
10.
Нужно очень аккуратно снимать лёд, чтобы ни в коем случае не наткнуться на воду.
Иначе - вся работа насмарку. И это ещё хорошо, если только работа.
Человеку в тёплой одежде непросто выбраться из лабиринтов под днищем корабля. А вода, сами понимаете, может начать быстро прибывать.
11.
Поэтому мастер тщательно проверяет толщину льда, прежде чем дают команду, где можно снимать новый слой и какой толщины.
12.
Посмотреть, как шёл процесс освобождения корабля ото льда, можно по цифрам, написанным на нём.
13.
Вот так слой за слоем, кубик за кубиком добираются до днища.
14.
15.
А там уже начинается виртуозная работа по освобождению механизмов. В ограниченном пространстве приходится постараться, чтобы все эти железяки очистить.
16.
Холодно. Тяжело. Сложно.
Кто же эти монстры выморозки, эти атланты Ленского пароходства, на чьи плечи легла такая тяжесть? Люди ли они - каждый день при -50 и ниже по 6 часов кайлом махать?
Не, ну понятно, что люди.
Обычные люди. Нет, их сюда не послали на каторгу. Нет, они здесь не потому, что другой работы нет. Им эта работа нравится. К тому же, позволяет относительно неплохо заработать.
17.
- Михаил - звезда у нас, - говорит мне девушка-журналист, взяв у него интервью.
18.
Почему Михаил звезда, я постеснялась спросить.
Мы уже идём дальше.
19.
Люди работают, а этим хулиганам лишь бы развлекаться.
20.
21.
Идём мы мимо застывших капитанов,
22.
Это место, кстати, так и называется "Аллея капитанов"
23.
А идём мы к ещё одной звезде ЛОРПа - единственной женщине, работающей на выморозке - к Елене.
24.
Когда я первый раз опубликовала фотографии Елены с обещаниями чуть позже написать про выморозку (видите, не обманула), нашлись добрые люди, которые в комментариях написали:
- это хуже каторги, это какой-то ужас
- совсем себя девка не бережёт, детей явно иметь не хочет.
Я в ответ писала, что ничего они не понимают. Девушка милая, обаятельная и работа ей нравится.
А потом пришёл человек и написал, что Елена - уже бабушка. И добавил:
- Вы в интернете можете найти статьи про неё.
Тут уже я немного приудивилась. Пошла искать.
Елена Генералова - многодетная мама, бабушка. Думаю, что если вы захотите, то тоже сможете найти статью про Елену.
Я же приведу лишь небольшую цитату про работу:
Свою работу выморозчица с девятилетним стажем в шутку называет фитнесом на свежем воздухе - за месяц энергичных махов кайлом можно скинуть до десяти килограммов.
- В этом году отработала сезон в паре со своим племянником Володей Монасытовым. Стараемся относиться ко всему с юмором. Бывает, не задался день: цепь порвалась, кайло затупилось, пила замерзла. Наша реакция - ну и ладно, будем тогда руками! ТiкТок даже зимой завели, снимали видео о нашей работе, - говорит Елена. - Иногда, чтобы добраться до нужных узлов, прям пируэты выделываешь - одна нога вверху, другая внизу, а тело где-то посередине. Такой контент отлично заходит в соцсетях.
Добавляет, что жизнь всему научит - например, разбирать бензопилу. Впервые пришлось попробовать в этом году, когда агрегат неожиданно начал плеваться бензином. Как оказалось, Google в помощь - и нет ничего невозможного: починила, собрала и пошла работать дальше.
- А вам не тяжело так? - задаю я, наверное, самый дурацкий вопрос.
- Нормально, - смеётся - Когда журналисты с туристами не ходят.
25.
А судоверфь в Жатае всё-таки строят.
Да не просту, а высокотехнологичную.
26.
Судя по плакату, немного выбиваются из графика.
27.
Но стойка идёт полным ходом.
28.
Впрочем, и она не сможет обеспечить объёмы нужные для ремонта судов.
Так что выморозка - она всё равно останется.
И между прочим, если вы вдруг окажетесь в Якутске в январе-феврале какой-нибудь организованной группой, то можете написать в ЛОРП и оставить заявку на экскурсию.
В этом году стоимость для туристов была 1000 рублей с человека. Заявки надо подавать сильно заранее - объект, как водится, режимный.