Магадан - Якутск. Финиш. Почти финиш.

Mar 05, 2021 15:06

Наконец наступил тот день, когда мы промчавшись по трассе Колыма со всеми небольшими и большими отворотами порядка 2500 километров финишировали в Якутске, где для многих заканчивался маршрут.

Впрочем, заканчивался он не сразу. В Якутске и окрестностях у нас была большая программа включавшая прогулку на Ленские столбы, знакомство с якутскими сокровищами в виде золота/брильянов и даже с замороженным мамонтом.

Но это будет всё потом. Поэтому, как пишут продвинутые блогеры: лайк, шер, подписывайтесь и не переключайтесь.

В этот день, стартовав из Хандыги, где мы провели два незабываемых во всех смыслах дня, проехать 400 километров до Якутска и по дороге посетить музей в селе Черкёх, который называется "Якутская политическая ссылка" и в отличие от всех предыдущих посещённых нами музеев на трассе Колыма не имеет почти никакого отношения к политическим ссыльным двадцатого века.

1.


Ссылать в Якутию политических - традиция, заложенная ещё во времена Российской империи.

Однако, не будем слишком забегать вперёд и стартанём из Хандыги. Как и положено хорошему старту - от нулевого километра.

- Что за нулевой километр? - спросите вы. - До Якутска 400 км, до Магадана и того больше.

Рассказываю.

Федеральная трасса Колыма, по которой мы вот уже вторую неделю скитались в поисках мороза и приключений, начинается в Якутске. В Магадане на въезде стоит столбик 2021 - ровно столько километров по трассе от одного города до другого. Очень символично проехать такой путь в этом году, не так ли?

А вот Колымский тракт начинается как раз в Хандыге. Здесь в 1939 году началось строительство дороги от реки Алдан до Оймякона.

2.


Начавший свою жизнь с нескольких палаток для строителей дороги, сейчас это достаточно большой и живой посёлок.
Посмотрите, как выглядит Детский эстетический центр. Впрочем, на фотографии не очень видно. Поэтому просто поверьте на слово, что это очень крутая конструкция в виде летающей тарелки.
Кстати, открыли его в Международный день НЛО (оказывается и такое есть).

3.


Вся эта красота располагается на очень живописном берегу реки Алдан.
Накануне, наши коллеги, которые отказались от поездки в заброшенный лагерь, смогли вволю здесь нагуляться и насмотреться на местные красоты.
У нас же на всё про всё было буквально пять минут.
Но даже их хватило, чтобы понять - здесь очень красиво.

4.


5.


Кстати, о реке Алдан. Сегодня мы её должны были переехать по льду.
За месяц до этого с моими предыдущими попутчиками мы уже проделывали этот фокус. Но было это всё в темноте, поэтому лично я даже не поняла, в какой момент мы переехали реку.

Сейчас же всё было по-взрослому. То есть, по светлому. Ну, вы понимаете, зачем я поехала сначала из Якутска в Магадан, а затем из Магадана в Якутск.

6.


В принципе ничего особенного в переезде через Алдан нет. Дорога как дорога. Просто знаешь, что под тобой лёд. Правда, лёд этот такой толщины, что никто ремни безопасности не отстёгивает и двери не открывает, как это порой рекомендуют делать при ледовых переправах на машинах.

7.


Реку переехали и начинается обычная дорога.
Если, конечно, такую красивую дорогу можно назвать обычной. Но мы за две недели уже немножко привыкли. Количество фотографий, сделанных за дневной переезд, снизилось с 1000 до 100.

8.


Встречный, да и попутный транспорт время от времени загораживает картинку белыми клубами пара.
Чтобы пара было меньше, у некоторых грузовиков выхлопная труба выведена наверх. Иначе за ними совсем ничего не видно.

9.


О, наши старые знакомые - якутские лошадки.

10.


Бредут куда-то по своим лошадиным делам.

11.


А вот такого мы ещё не видели.
Бегущий человек. На улице -50, между прочим.

12.


До села Черкёх 200 километров - путь не близкий, но красивый.

13.


14.


15.


Солнце и так висело не высоко, а тут ближе к Черкёху сначала вдруг стало тонуть в каком-то молоке

16.


А потом и вовсе решило, что ему уже спать пора.

17.


Поэтому наше посещение музея было стремительно, как надвигавшаяся темнота.

Если будете в тех краях, настоятельно рекомендую не повторять нашу ошибку и отвести на посещение музея часа два как минимум.
Оно того стоит.

Музей "Якутская политическая ссылка" посвящён политическим ссыльным девятнадцатого века и тому, какое влияние они оказали на якутскую культуру, а якутский народ, принявший их, соответственно на их жизнь.

Как написано на сайте музея:

За идейную основу музея взят интереснейший феномен истории нашей республики - Якутская политическая ссылка.
Именно из-за ссылки на отдаленной северной окраине Российской Империи оказалось несколько поколений передовых и высокообразованных людей России, объединенных стремлением принести пользу обществу.
Достаточно вспомнить великого писателя - гуманиста В.Г.Короленко, наиболее полно раскрывшего якутскую тему в русской литературе; первого крупного собирателя и пропагандиста якутского фольклора И.А.Худякова.
Э.К.Пекарский посвятил 45 лет своей жизни созданию «Словаря якутского языка», который до сих пор является наиболее полным.
В.Л.Серошевский - автор знаменитого фундаментального этнографического труда «Якуты». Выдающийся этнограф, фольклорист и лингвист В.М.Ионов учил в своей частной школе якутских детей. Для этого он составил букварь на якутском языке.
В.Ф.Трощанский своим трудом «Эволюция черной веры (шаманства) у якутов» положил начало научному исследованию якутского шаманства

Коллекция музея, представленная в основном здании не очень большая.
В основном там предметы утвари и немножко о политических ссыльных.

18.


19.


20.


21.


22.


Конечно, интересно послушать рассказ экскурсовода о жизни и традициях якутского народа, но самое интересное находится за пределами главного здания.

23.


Черкёхский музей - это комплекс из двадцати пяти объектов, каждый из которых сам по себе небольшой музей.

Деревянная Николаевская церковь, построенная в 1912 году. В тот момент, когда было принято решение создать музей, церковь пребывала в достаточно плачевном состоянии. Её отреставрировали.

24.


Рядом находится Уолбинская часовня восемнадцатого века, перемещённая из села Уолба и отреставрированная.

25.


26.


Пожалуй, я ещё немного процитирую с сайта музея, чтобы перечислить всё, что находится на его территории.

Посетители имеют возможность не просто узнать о судьбах «государственных преступников», но и погрузиться в атмосферу жизни дореволюционной Якутии.

В музее хранятся дома Э.К.Пекарского, В.Ф.Трощанского, М.Н.Андросовой - Ионовой, школа В.М.Ионова.
По точным обмерам восстановлена юрта известного революционера Петра Алексеева.
По рисунку В.Г.Короленко типологически воссоздан дом Захара Цыкунова - «объякутившегося» русского крестьянина, который поселил у себя великого гуманиста и побудил его написать рассказ «Сон Макара». Мемориальные дома ссыльных, их интерьер ярко показывают жизнь ссыльных в Якутии.

Не меньшего внимания заслуживает и собранный в музее архитектурно-этнографический материал. Именно здесь впервые были представлены, как памятники культуры, якутская юрта-балаган и летнее жилище Саха - берестяная ураса. Совершенно уникальна перевезенная из Сыланского наслега Чурапчинского района и полностью восстановленная мельница - топчанка, приводимая в движение быком. Осадный амбар мегинского богача Марковича, построенный для защиты от набегов Василия Манчары, отражает влияние стиля архитектуры русских деревянных крепостей. Об оригинальности и разнообразии якутских строений свидетельствуют семиугольная летняя изба «бабаарына» и деревянная ураса «о восьми углах». С кузнечным делом якутов можно ознакомиться в юрте - кузнице, оснащенной всеми инструментами.

То есть представляете весь масштаб.
Что-то, пожалуй, я с двумя часами погорячилась. Здесь целый день провести можно.

Мы же успели посмотреть только дом Пекарского - составителя словаря Якутского языка.

27.


На момент ссылки Пекарскому было 23 года.
Представляете, приехал такой "юноша бледный со взором горящим", а тут - Якутия.

28.


Приехав в Якутию он занялся огородничеством, рыбалкой, охотой, скотину завёл. Местные жители ему во всём помогали.
А он начал им помогать в делах, скажем так, судебно/государственных. Составлять всякие жалобы, прошения.
Чтобы как-то понимать якутов, он начал учить язык, записывать слова и постепенно так увлёкся этим делом, что составил словарь.

Изначально считалось, что в якутском языке не более 3000 слов. Но взявшись за дело Пекарский вскоре составил словарь аж на 25 000 слов.

Вот здесь, в этой избе.

29.


30.


Вот этот словарь.

31.


После дома Пекарского мы успели посетить ещё один объект. Но я совершенно не помню, что это.

32.


Может, кто был и подскажет?

Зато прекрасно запомнились тепло огня и народные обряды - кинуть косточку на счастье в огонь или ложку за спину и загадать желание.

33.


Наверное из всей поездки больше всего обидно, что на это место у нас так было мало времени.

Уже в темноте мы проделали оставшиеся 200 километров до Якутска.

34.


Фотография сделана, чтобы никто не мог сказать, что я ни разу за две с половиной тысячи километров за рулём не сидела :)

Якутск. Отель с наконец-то отдельными комнатами и душем, куда нет очереди.
Но, как я уже сказала, наши приключения на этом не закончились. Впереди было два дня в Якутске.

путешествия, Колыма, Якутия

Previous post Next post
Up