Пора раскрыть интригу.

Jun 13, 2020 13:07

Давно пора, да?

Неделю назад, рассказывая как в 1999 году снимали народные чтения "Евгения Онегина", я предложила угадать, в качестве кого меня пригласили поучаствовать в этом проекте.

Предположений было много разных. Но все они основывались или на общеизвестных фактах, как то, что я когда-то была молодой мамой или студенткой. Или же это были варианты как-то связанные с моей нынешней жизнью.

Но, как говорится, где был я вчера, позабыть мне пора... Ну, в смысле, что в моей жизни несколько раз происходили такие сильные изменения - менялись и увлечения, и люди вокруг, и привычки, и я - что мне кажется, я могу о каждом этапе жизни написать отдельную историю, и это будет история как минимум трёх разных людей.

Но вернёмся в далёкий 1999 год.
Я не специально взяла паузу и не рассказывала, в качестве кого я получила свои 14 строчек славы, зачитывая строфу из письма Татьяны.
Я искала старые фотографии, которые лучше всяких слов перенесут на двадцать лет назад.

Вот, собственно, моя фотография со съёмок этого проекта.




Тут вы сглотнёте и спросите:
- Чёрт, Оля, ты была водопроводчиком?!

Ну... Как бы не совсем. То есть совсем нет.

Подозреваю, что многие из вас слышали о таких людях, которые исследовали подземные пространства Москвы и называли себя диггерами.

Сейчас это слово вошло в обиход, и диггером называет себя любой, хоть раз забравшийся в подвал с целью найти какой-нибудь подземный выход к тайной ветке метро.

Но мало кто знает, как придумали это название, как вообще возникло движение диггеров планеты андеграунд и как это вообще всё было.

А было это так.

Вот, например, древний тоннель в который запрятали под землю реку Неглинку начале XIX века.
Вряд ли я тогда могла представить, что спустя десять двадцать лет буду жить на её "берегах" и почти каждый день пробегать мимо того места, где когда-то первый раз спустилась в московские подземелья.




Мне повезло. В 90-х годах я оказалась в той небольшой группе людей, которые чуть ли не каждый день мелькали на экранах телевизоров, рассказывая новости из подземной Московской жизни.
Вернее, мы мелькали. А рассказывал идеолог этого всего, человек придумавший большую историю и сумевший убедить в этом всех вокруг (да-да, я не преувеличивала, телевизионные каналы в очередь стояли на съёмку и снимали сюжеты постоянно - так что я немного слукавила про 14 строчек славы), Вадим.

Повезло, потому что вокруг этого проекта, вокруг подземной Москвы было очень много легенд и историй, интересных людей и событий.

А девяностые годы были очень благодатной почвой для подобных вещей.

Не было чётких правил, а значит можно было всё.
Один раз американская съёмочная группа снимала для одного проекта, как я вылезаю из люка за Красной площадью. Аккурат за храмом Василия Блаженного. Ну и в общем, только они всё сняли, подошёл наряд милиции и попросил проехать с ними.
В итоге взяли у Вадима автограф, отдали честь и проводили до гостиницы, где базировались американцы, потому что надо было помочь аппаратуру отнести.

Или вот обычное дело - съёмки передачи на крыше дома. Я обучала спускаться с крыши здания на верёвках.
Помню, Даниил очень переживал. Ведь обучать я должна была именно его.

Будете проезжать мимо Белорусского вокзала, обратите внимание на дом номер один по Ленинградскому проспекту.
Такой большой жёлтый сталинский дом с башенками.
Вот там-то и вершилась вся диггерская история. На его крыше мы и стоим.




А ещё все верили во всё.
Так появились легенды о метровых крысах в метро и двухметровых белых крокодилах в подземной реке у зоопарка (к крокодилам, каюсь, я приложила свою руку).

Сейчас в это всё сложно поверить. А тогда... Удивительное время было тогда.

Наверное, стоит сесть, вспомнить и написать.
И про крыс и крокодилов, и про другие диггерские легенды, и про то, как мы по поручению Лужкова искали бункер Сталина на месте бассейна Москва, построенного на месте Храма Христа Спасителя, после того, как бассейн снесли и перед тем, как там стали обратно строить ХХС. И про то, как был найден Воскресенский мост - первый каменный мост Москвы - во время раскопок на Манежной площади и как этот мост чуть не погиб под ковшами экскаваторов, как многие другие древности. И при чём здесь мы.

Вот, узнаёте место?




Да-да, вот это она и есть - Манежная площадь. А мужчина в очках на фотографии - на тот момент главный археолог Москвы Александр Векслер.

Мда... дела давно минувших дней. Такие вот дела.

просто так, Москва

Previous post Next post
Up