Я почему-то думала, что пигмеи - это что-то из очень далёкого и экзотичного. И немного сказочного. Ну, почти как минипуты, только чуть-чуть повыше.
Нет, я прекрасно знала, что это африканские племена, которые обитают в экваториальных лесах Африки. Но в моём представлении это были такие глубоко запрятанные в джунглях племена. Там они живут вдали от людей и цивилизации, сохраняя древние обычаи и занимаясь охотой и собирательством, как их предки много-много лет назад.
Поэтому идея съездить к пигмеям в Уганде изначально выглядела довольно удачной.
Однако, реальность немного пошатнула мои представления об этом народе.
Живут они в обычной деревне, а занимаются собирательством дани с туристов за что исполняют свои странные танцы.
1.
В Танзании и в Кении есть такое популярное туристическое развлекалово - поездка в деревню к масаям.
Вы приезжаете. Выходят наряженные в яркие тряпки люди. Они машут копьями, танцуют и поют, а потом ведут показывать свои дома слепленные из палок и коровьих лепёшек. Рассказывают о своём быти и в завершении продают разноцветные бусы из стекляшек, заехавшим к ним туземцам.
Для большинства туристов не секрет, что деревня эта - исключительно туристический аттракцион. Вечером масаи переодеваются в нормальную одежду и едут в свои обычные дома.
Настоящие масаи в Танзании тоже конечно есть. Только они туристов не принимают и шоу не устраивают.
И я всегда думала:
- Фу, ну что за ерунда - на этих ряженных смотреть. Вот бы настоящих посетить...
В деревне пигмеев я первый раз пожалела, что они не сделали из своего пигмейства подобный аттракцион для туристов. Что вот она - настоящая деревня. И так они и живут.
То, что это будет нечто стало понятно, как только мы вышли из машины.
К нам подошёл оборванный человек маленького роста и гордо сказал,
- I'm the king of the pygmies!
Или по нашему:
- Я - король, просто король, обыкновенный король.
2.
В оранжевой рубашке наш водитель Бен. Ростом он был где-то 180. Так что можно представить рост короля.
Почему-то при виде деревни, куда нас привезли, и короля совершенно не захотелось пожимать протянутую руку.
К счастью, я уже давно придумала, как выходить из подобной ситуации никого не обижая.
Вернее, конечно же я не придумала, а у непальцев подсмотрела. При встрече они складывают ладони перед собой и делают небольшой поклон, говоря при этом "намасте", что означает "я приветствую в тебе бога".
Ну вот и я во всех дальних странах предпочитаю намастетствовать, а не жать руки.
Тут же на встречу нам кинулись радостные детишки.
3.
Я конечно по-прежнему никого не хочу обидеть, но даже детишки у них были какие-то страшненькие.
Живут пигмеи вот в таких домах, сделанных из палок и глины.
4.
5.
Какие-то дома побольше, побогаче. Даже с подсобными пристройками. Какие-то - совсем небольшие.
6.
7.
8.
9.
Перед нами в деревню приехала ещё одна группа туристов. Похоже, они ждали нашего приезда.
Потому что пока мы смотрели на дома, по деревне пошла какая-то движуха, и все устремились в одном направлении.
10.
Все собрались на одной поляне посредине деревни, и начались народные танцы.
11.
Всё взрослое население деревни более менее похожее на пигмеев ходило по кругу под бодрые песнопения.
12.
При чём детям было как бы абсолютно пофиг, чем там занимаются взрослые.
Грудные младенцы, надёжно привязанные к мамам, были вынуждены тоже участвовать в этом шоу.
А дети постарше просто тусили рядом. Иногда вставая на пути процессии.
13.
14.
Мальчишки в сторонке занимались своими мячами.
15.
16.
А пигмеи всё ходили и ходили по кругу. Всё пели и пели. И казалось, что это никогда не закончится.
17.
18.
Вы наверняка заметили, что пигмеев, которые подходят под описание низкорослых людей с не очень тёмной кожей и тонкими губами - не так уж много среди жителей деревни.
Происходит постоянное смешение с соседями и большая вероятность, что скоро настоящих пигмеев не останется совсем. По крайней мере в Уганде.
Чуть в стороне сидели те, кого не взяли в ансамбль песни и пляски и наблюдали за танцами соплеменников.
19.
Наконец танцы закончились. Вы думаете на этом всё?
Как бы не так. Предстояло самое главное действие.
Для начала нас попросили сфотографироваться вместе.
20.
Потом король пригласил нас в свой дворец. Сфотографироваться в интерьерах.
21.
22.
За это время местные жители принесли на главную площадь свои поделки. И как только мы вышли из "дворца", тут же набросились стаей и по одному, пытаясь что-то продать.
23.
24.
25.
При чём если начиналось всё с:
- Смотри, какая классная балалайка! А эти погремушки, как здорово гремят!
То очень быстро всё скатилось к:
- Ну, купи ради ребёнка, ему есть нечего. Я на эти деньги ему еду куплю.
26.
Добрый Ионас отдувался за нас всех, и скупил почти всё. И балалайки, и погремушки.
Мы тоже, конечно, немного вложились в экономику пигмеев, но совсем чуть-чуть.
А потом, когда стало понятно, что продать больше ничего не получится, началось простое попрошайничество:
- Мыло есть? Дай мыло. А ручка? А карандаш? А что есть? Ну дай хоть что-нибудь!
И вот тут мы уже начали спасаться бегством.
На прощанье отдали сваренные перед этим в горячих источниках яйца и матоку - зелёные бананы, напоминающие картошку.
Если радость по поводу варёных яиц ещё как-то с натяжкой можно объяснить. В конце концов не у всех есть курицы, то матока... Она там растёт везде. Как лопухи у нас. Бери и вари.
Однако, надо было видеть с какой жадностью они разбирали эту варёную матоку.
Вот такие пигмеи. Как сказал Роман, живущий в Уганде:
- Ну, нет у нас других пигмеев!
А напоследок - небольшой ролик пигмейских танцев. Для полноты картины, так сказать.
Click to view