Даёшь Дейнеку!

Apr 25, 2010 02:08

...а также Шевченко и Сарьяна.

Это я сегодня доравалась, наконец, до выставок в ГТГ на Крымском Валу и вдоволь насмотрелась на своего самого  любимца. Я, всё-таки, абсолютно советский ребёнок с абсолютно советскими представлениями о прекрасном: самое красивое здание на свете - гостиница "Украина" (арх. А.Г.Мордвинов, М.В.Першин), самые красивые и оптимистичные мозаики - на станции метро Маяковская (сколько хожу, всё время рассматриваю, самая любимая - с прыгающим лыжником), самый красивый плафон - в вестибюле Московского вокзала СПб.  (читайте-читайте, отличный журнал, горячо рекомендую!) Я ещё когда приезжаю, всегда с этим плафоном здороваюсь - "Здравствуй, мой плафон!"

Плафоны - вообще отдельная тема, более светлые и радостные опусы трудно встретить где-либо ещё, и я продолжаю восторгаться ими с наивностью открыточно-плакатных пионеров 50-х. Кстати, я никогда не знала, что, оказывается, 35 мозаичных плафонов на Маяковской - это "Сутки советского неба". С ума сойти!

Как ни странно, Дейнека в моём сознании оказался сопряжённым с нарочито наивной живописью Владимира Любарова - крепкие, округлые, монументальные конечности, почти прямоугольные лица с единым штрихом выведенными чертами (похожие на самого Дейнеку). И бельё, бельё ужасное, честное слово - эти вот спортивные трусы со шлевками для ремешка - ужас какой-то! Лучшие из картин, как мне кажется - те, которые изображают "не наших", где не нужно лучиться оптимизмом и делать вид, что действительно души не чаешь в простеньких скуластых лицах и крепких рабочих икрах и ягодицах. Оч. хорош "Наёмник интервентов" (это про Финскую войну, что ли, речь?), портрет негра, и ещё "Ночь" (особенно композиционно).





Обнажённая натура очень хороша (натурщица на красном диване, глядящая в огромное окно с заснеженными крышами), но часто слишком уж предсказуема (многочисленные колхозные сцены с обязательной бабой, гонящей корову на заднем плане). Батальные сцены... Исключительные батальные сцены! И сбитого аса прямо жаль, он ведь летит головой прямо на противотанковые ежи! Это Икар какой-то по настроению, вовсе не фашистский ас, на мой взгляд. В более позднюю советскую эпоху Александр Александрович совершенно не вписался: он отчего-то отказывается от своей всё-таки обобщённой, монументальной (повторилась, а как ещё скажешь?) манеры живописи, начинает подрисовывать девицам реснички и губки, в результате вся простота и эпичность теряются, возникают банальные журнальные зарисовки из быта строителей и колхозников. Да, совершенно забыла помянуть книжную и журнальную графику - шедеврально, честное слово - шедеврально!

А у Шевченко девушки тоже упрощённые, но такие нежные, как будто наполненные водой, и вода легко колышется и просвечивает сквозь румянец и белокурые локоны, а про Сарьяна и говорить нечего! Правда, жаль, что девушек там было мало - в основном пейзажи и натюрморты, то, что есть в Третьяковке.

А ещё дорвалась, наконец, до кухни. И холодильник, кастрюли, противни, свёртки фольги, наполнены, наконец, разумным, человеческим содержанием. Особенно горжусь куриным бульончиком - вот простой он, а ведь не готовила сто лет и страшно соскучилась! Кастрюля с бульоном - моя эмблема вменяемого, правильного домохозяйства. Не увековечить ли мне её в смальте?

худграф, життя, архитектура, СПб

Previous post Next post
Up