Решила нынче устроить себе взрослый новогодний утренник и пошла на то, на что в последний момент умудрилась ухватить билеты - на "Иоланту" в Большом. И вот тут-то, сразу с покупкой билетов, и начинается повесть о "прогрессивном" театрале.
Всё-таки академическое искусство - удивительная среда. Здесь умудряются сосуществовать и открытые балетные конкурсы (хорошо, развлекательные передачи, облечённые в форму балетного конкурса) с SMS- и другими видами голосования, задействующими современные средства коммуникации, а-ля "Большой балет", всячески популяризирующие именно академическое искусство а не "Цирк со звёздами", Г-споди прости, и, с другой стороны, кассирши первого театра страны, которые не знают, как отменить проведение кассовой операции и заставившие однажды меня шкандыбать три квартала на неисчислимой высоты шпильках для снятия наличных, потому что им, видите ли, заранее надо было сказать, что я плачу картой. Это моя обязанность как зрителя, да. "Это какая-то сказочная феерия!" - завозмущалась я. "Это не феерия, девушка", - строго ответствовала хранительница кассового ящика, - "это Большой театр!"
Но тут - о счастие! о радость! о прогресс! - Большой театр на своём сайте наконец-то открыл поначалу показавшуюся цивилизованной и гуманистичной форму предварительной продажи билетов с возможностью оплаты банковской картой. Раньше, по моим воспоминаниям, была какая-то дикая анкета регистрации на сайте, включавшая едва ли не девичью фамилию матери и пятую графу, которая, в итоге, никаких преимуществ не давала, потому что после запроса тебе должны были звонить из кассы и уточнять, то ли на тогда ли ты заказывала и т.д. Учитывая расторопность великотеатральных тётечек, звонка можно было ожидать до окончания ремонта старой сцены.
Однако радости моей суждено было быть скоротечной. Прежде всего, первый из текстов на сайте, приветствующий желающих приобрести билет, страницах на трёх объясняет правила приобретения, включающие в себя миллион всяких мыслимых и немыслимых ограничений, вроде покупки за три месяца, не позднее, и т.д., по прочтении которого возникает немедленное желание покинуть сайт и обратиться к общеизвестным электронным билетёрам. Однако, продравшись сквозь навигационные тернии сайта, вы попадаете, наконец, к вожделенной форме заказа и радостно выбираете местечко поудобнее мысленно подбирая сумочку для большого выхода покрасивше. Каково же будет Ваше удивление, когда окажется, что, вместе с подтверждением формы заказа билета на электронный адрес придёт и некий сертификат, который нужно будет обязательно распечатать и вместе с карточкой, которой оплачивался билет, волочь с собой в кассу! Я из обложенного президентским кортежем Сочи улетела по паспорту, показав билет на экране телефона, думала и тут этот фокус пройдёт, но вовремя вспомнила о том, что "это не феерия" и понеслась к маменьке распечатывать сертификат. Как оказалось - не зря.
У меня такое ощущение, что в Большом театре искусство вершат одни люди, например, художник-декоратор Сергей Бархин или прима-балерия Мария Александрова, а административную деятельность - Тётя Дуся Непущать, или как там её зовут. Которой строго-настрого было велено: "Чтоб по карточкам!", а она в последний момент - ррраз, и сертификат! Нате, жуйте, мол...
Утренние спектакли не рекомендую. Много льготной пенсионерской публики, создающей специфическую атмосферу. Я понимаю, что это люди, отравленные образом жизни, который им пришлось вести, возможно, поневоле, но лучше от них подальше. Не знаю, как именно распространяются эти льготные билеты и можно ли избежать полуторачасового предварительного стояния очереди в кассу (хотя, возможно, я покушаюсь на сакральные советские обычаи), однако эта публика в них с удовольствием стоит и устраивает отвратительные склоки на входе.
Дамы, продающие программки и указывающие места, тоже жгут. Как кажется, с приходом смартфонов, планшетников и иже с ними отживает сам жанр печатных либретто и программки, продающихся за дикие деньги, разве что вы их не собираете, как театральные реликвии (я, например, специально покупала себе в Париже в Опера Бастий). Тем не менее, тётеньки стоят, продают и вовсю возмущаются, когда вы их не приобретаете а зырите в телефонный экран со свежескачанным либретто.
Ещё услышала очаровательное ругательство от них же: "Вы - не публика, вы просто какие-то предприниматели! Только места освободились, вы туда - шасть!" (это в смысле кто куда пересел, когда стало понятно, что после третьего звонка никто не придёт).
В общем, на мой взгляд, Большой театр, увы, прилагает максимум усилий для того, чтобы приятным людям проникнуть в него было елико угодно сложно...