ВСХВ образца 1923 года в переехавшем "Гараже"

Oct 29, 2012 00:33


Наш волшебным образом преобразовавшийся "культурный парк над речкою" продолжает радовать художественными мероприятиями даже в погоду, пригодную более для показательного заплыва по лужам в скафандрах, нежели для посещения вернисажей.
Прежде всего, была несказанно удивлена тому, что прославившийся в столице, отреставрированный и расписанный в духе афиш "Моссельпрома" бахметьевский гараж имени Дарьи Александровны Жуковой переместился в новый павильон в Парке Горького, на месте которого был крытый каток, где ещё прошлой зимой я с таким усердием отрабатывала дорожки, вращения и поддержки, бойко семеня за моим богатырского вида партнёром и шустро уворачиваясь от малолетних конькобежцев с клюшками.





Не в пример подлинному гаражу, нынешнее здание значительно менее поместительно, и где здесь устроят книжный магазин и кофе с пирожными, я себе даже не могу представить. Выставка, как сообщили мне милые барышни в билетной кассе, сейчас проходит только одна, а другой быть - негде, так что я боюсь, что мы присутствуем при закате яркого, хоть и небесспорного, 
достойного всяческих отличий и многократных упоминаний, культурного учреждения, доживающего свой век на задворках Пионерского пруда.

Итак, к выставке! Кстати, я теперь догадываюсь, что это за странные длинные здания красного кирпича возле ближайшего к ст. метро "Октябрьская" входу в парк, в которых, по версии фильма "Место встречи изменить нельзя", во времена существования Парка Культуры играли в бильярд. Это и есть остатки той самой, первой ВСХВ, которая была вовсе даже не на ВДНХ.

Очень хороша стилизация выставочных стендов под чертёжные доски архитекторов, у моей мамы такая была! На них прикноплены копии чертежей, прорисовок и фотографий павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, и вся эта нарочитая простота создаёт очень человечную атмосферу, не смотря на отчётливый индустриализационно-агитационный пафос всего художественного проекта. Я прям даже вспомнила, что такое "синька", там такие есть, со старательно прорисованными красными флагами.

Интересно отметить, что, не смотря на то, что в архитектурном проекте ВСХВ, которым руководили Жолтовский и Щусев, участвовали такие иконы в том числе современной архитектуры, как Мельников, Фомин, и столь любимый нами, москвичами, по старежимному модерну Шехтель, большинство авторов, на мой взгляд, не справились с задачей воплощения идеи нового, в том числе технологически нового, в каком-то смысле, марсианского (или марксианского?) народного хозяйства.

Выглядят авангардными, предлагающими новый принцип работы с материалом и пространством только павильоны, посвящённые печати, и, как ни странно, махорке.



Также интересен конструктивистский проект вокзала (мне только осталось неясным, то ли в те времена ещё действовало малое кольцо Московской железной дороги, то ли он предназначался ещё для какого-то транспорта, но какого?).

Всё остальное - функционально, но неизобретательно, в виде аккуратного штакетника с декоративными деталями в стиле ар-деко. Возможно, на разработку проекта повлияло то, что изначально эти постройки мыслились как временные, соответственно, выбирались временные же материалы - дерево, и здесь авторы избрали уход скорее в традиционные, отчасти даже крестьянские техники строительства, довольно примитивные даже в контексте тогдашней архитектуры.

Многие, что называется, отыгрались на стилизации "народных мотивов": для Украины поставили типичную подольскую хатку с расписными ставенками, для Туркестана - хивинский дворец, для Крымской республики - также филиал бахчисарайского ханского дворца. Шехтель тут вволю порезвился, давши волю прежним наработкам из проектов для буржуев-капиталистов.

Среди "национальных" павильонов подлинной попыткой воплотить абстрактную идею прогресса в современных архитектурных формах выглядит только проект, посвящённый Республикам ДальнЯго (так, по-дореволюционному, и написано!) Востока, в котором представлена как традиционная национальная архитектура (чум, пагода), так и попытка нового решения объёма выставочного пространства.

Я там разгуливала между этих планшетов и моделей павильонов и всё думала: чем же мне мила и эта агитационная архитектура, и плакаты с женщинами, срывающими путы векового рабства и т. д., почему, не смотря на очевидную ужасность эпохи (ведь и гражданская война как следует не закончилась, и только что миновал очередной голод в Поволжье, и трудовые достижения достигались известно какими методами) во всём этом мне чудится такая лёгкая, такая оптимистичная атмосфера, такая искренняя вера в возможность построения нового, лучшего, более рационального, и как ни странно, гуманного мира?  Удивительное ощущение свободы, уверенности в том, что подобное искусство могло существовать только в ту эпоху, но вот свободы от ЧЕГО? Чего такого в России не было до 1917, что появилось потом и дало возможность для реализации абсолютно утопических, но таких вдохновляющих проектов? Вообще проекты нового мира того времени - большая тема для писаний и размышлений... Хармс, например, вообще чернила пил - и ничего.

Наверное, я всё-таки очень испорченный советский ребёнок.

А вы, дорогие мои москвичи и москвички - бегом на выставку!

мои города, фотографии с выставки, Москва, критика чистого разума, culture studies, естетичне виховання, архитектура

Previous post Next post
Up