Игры с чтением - практика и теория

May 14, 2015 01:14

Оригинал взят у janemouse в Игры с чтением - практика и теория
Недавно мы с Натой tuk проводили в "Драгоценности" игротеки по чтению.
Дети были в основном 5-6 лет, и как-то удивительно ровно подобрались по уровню знаний и умений.
Все они знали буквы, в первом приближении могли по буквам собрать пару слогов - или догадаться - если слово не слишком длинное.
Читать для себя, для собственного удовольствия, когда навык ещё настолько нестабилен - сложно.
Вероятно, родители подсовывают им то одно слово, то другое, с просьбой "прочитай вот это!",
но многие дети при этом заранее напрягаются от слова "прочитай" - не уверены, что справятся...
И мы этого слова почти всю дорогу избегали, стараясь сделать чтение не главным, а промежуточным этапом игры.
Для начала мы знакомились - и каждый писал на доске своё имя.
По опыту - уж что-что, а собственное имя многие дети умеют читать и писать задолго до того, как научатся читать и писать другие слова...

Альбом: игротека_чтение
Заодно обсуждали полные имена и короткие.
Можно написать "Михаил" и "Миша",
"Полина" и "Поля",
"Николай" и "Коля".

Потом определяли первую букву слова, придумывали слова на ту же самую букву,
я каждому кидала мячик, и называла слово, скажем, "бабочка", надо было определить первую букву - и на эту букву придумать своё слово.

А потом все вместе на "К" придумывали слова, и на "П".
Если кому-то из детей было сложно, то мы подсказывали не прямо, а загадками.

"К"
-Это такая домашняя птица, мама цыплёнка.
-Это такой очень зубастый зверь, в одной сказке он солнце проглотил
-Это то, что на голове у принцессы
-Это то, чем можно рисовать, и обычно он деревянный, а в середине у него грифель

"П"
-Это состоит из вагонов
-Это такой водный транспорт
-Это рисунок, на котором изображён человек

Словесные игры помогают детям обратить внимание на звуки, научиться выделять первую и последнюю букву.
Придумывать свои слова на нужную букву - намного сложнее, чем отгадывать подобные загадки.



Потом играли в очень меленного робота.
Робот умеет читать, но только оооочень меееедлееенно, КО.... РО.....НА....
И некоторые люди умеют понять, что за слово он прочитал.
А вы сумеете?

Когда самим детям ещё сложно соединять буквы и слоги, они зачастую теряют смысл прочитанного, потому что не слышат его целиком.
Но если я им буду читать медленно-медленно, то они быстро схватывают и начинают быстро догадываться, что такое КО.....РОБ....КА, и что такое ВО....РО....БЕЙ.
А потом я им писала слова - и тоже просила прочитать медленно-медленно, а остальные пробовали догадаться.

Гонка за скоростью чтения, вообще, по-моему, чрезвычайно мешает детям учиться.
У некоторых детей развивается умение бодро произносить написанные буквы - без понимания прочитанного.

Буквы выучить - это не сложно. Некоторые дети их в 2-3 года сами выучивают, им прикольно. Но знать буквы - ещё не значит уметь осмысленно читать.

Я хотела показать детям, что читать может быть удобно - для игры.
Пока этот процесс складывания букв и понимания прочитанного идёт туго, очень важно соблюдать баланс - игры должно быть больше, и она должна оправдывать это усилие по соединению букв.

Я взяла идею игры с чтением гениальной Юли Луговской, julug которую она описывала на сайте "Розового Жирафа",

У меня были крупные карточки с разными словами.
Дети их прочитывали - и потом играли.
Мы превращали низкий столик в самые разные предметы:


КРОВАТЬ - каждый, разумеется, хотел в ней поспать



остальные тем временем перечитывали, радуясь, как одно слово превратило обычный столик и помогло начать такую весёлую игру



пересели на АВТОБУС - рулили, бибикали, объявляли остановки...



Потом было ОЗЕРО - плавали, купались, брызгались, ловили рыбу...



накупались вволю!



дольше всего играли в КАФЕ - заказывали мороженое,
пиццу, пирожки, чай...



-Вот ваш пирожок, возьмите!
-А мне, пожалуйста, малиновое мороженое и стакан сока!



прятались в КРЕПОСТЬ, кидали в неё подушками



дружно стучали в БАРАБАН



а это МАГАЗИН



видно же, что это ПОЕЗД?



Потом играли по-другому:
в центре есть запас строительного материала.
У нас это были несколько верёвочек,
счётные палочки,
деревянные кружочки,
колечко от штор.

А ещё есть карточки,
на каждой из которых 3 простых слова, которые не очень сложно читать, и которые можно не очень сложно нарисовать.



Задача игрока - выложить из подручных средств одно из слов,
а остальные игроки должны догадаться, к которому из слов эта картинка.



это были мои примеры



дети поняли идею и начали строить каждый своё



а мы ходили и отгадывали



некоторые дети склонны к минимализму



зачем много деталей?



чашка с ручкой )



очевидно, да?



а это?









а некоторые создают целые композиции - кастрюлю с ручками, огонь на плите, пар...



или выкладывают лист - на метр!



корону и раму украшают по 10 минут






птицы и звери вообще были чудесные



мы любовались



и фотографировали









корона, змея, лимон



гора



маяк



огонь



самосвал


Альбом: игротека_чтение
Мне все эти картинки так нравятся - могу ещё кучу выложить )
остановиться сложно



с теми, кто читает получше,
подбирали не слова, а пары фраз - к подписи искали нужную карточку с домиком



сначала срисовывали в тетрадку крестики и буквы в нужные клеточки,
потом придумывали, какую букву вписать, чтобы получились слова по вертикали и по горизонтали.



это хорошо для тех, кто читает уже более уверенно, и слова в лицо легко узнаёт.

Некоторым детям, кстати, когда они учатся соединять буквы в слова, очень нравится книжка с паровозиками Баранова, Разумовская "Как научить вашего ребёнка читать" - хотя в ней картинки черно-белые, но зато рельсы и поезда!

Ещё многие дети, кстати, охотно читают - и хохочут над книжками-разрезалками,
в которых можно собирать смешную чепуху.
Весёлая яблоня сидит на диване
Синий комар плывёт на юг
Слон порхает в снежном небе
(Они есть на Озоне, есть у меня в интернет-магазине)
Перелистываешь часть страничек, и получаешь, что синяя яблоня прыгает в море или толстый комар ползёт на юг.

А ещё я люблю всякие задания, где надо соединять слова и картинки,
и тоже основное внимание сосредоточено не на том, чтобы прочитать, а на том, чтобы соединить, обвести и тп...

Но в целом мне по опыту кажется, что перейти от чтения отдельных слов к фразам и целым книжкам даже сложнее, чем перейти от букв к отдельным словам.
Некоторые дети начинают с того, что пишут сами - своё имя, название картинки, записку для папы...
Кого-то к чтению подвигает игра "зверобуквы".
Можно играть в детский "Элиас" и "тик-так-бум"...

А какие у вас любимые игры с чтением, буквами, звуками?

интересное не мое, учительство, образование

Previous post Next post
Up