Ударим автопробегом по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму! (с)

Oct 28, 2014 00:16

Первый в России автомобильный пробег по зимним грунтовым дорогам по маршруту г. Казань - село Шуран, организованный губернской земской управой и состоявшийся сегодня, 15 (2) января 1914 года, прошел блестяще. Расстояние в 80 верст между Казанью и Шураном автомобиль г-на Молоткова марки «Кейс» покрыл за полтора часа и пришел ранее всех остальных восьми участников пробега. Подробности сообщим завтра.
"Казанские старости" (Газеты «Казанский Телеграф» и «Камско-Волжская Речь» от 15 (2) января 1914 года)



Фото с сайта журнала "Татарстан"


Машины на бензиновом ходу в Казани впервые появились в начале 90-х годов ХIХ века. Как известно, дороги в России никогда не были её сильным местом, поэтому движение по ним на автомобилях было затруднено, а уж тем более в зимнее время. И вот в начале ХХ века у заведующего техническим отделом Казанской губернской земской управы коллежского асессора Дмитрия Петровича Арцибашева возникла идея защитить трактовые дороги деревянными щитами. Идею поддержали. На очередном земском собрании Арцибашев выступил с предложением ввести «дорожный взнос» с владельцев гужевого транспорта при въезде их на тракт, огороженный защитными щитами. Величину дорожного взноса установили в 5 копеек.
Так в Татарстане появилась первая платная дорога)
Закупку первой партии щитов субсидировало земское собрание.
Протяжённость трактовых дорог в Казанской губернии в 1914 году составляла 160 вёрст. Выделенных средств хватило защитить щитами 80 вёрст на тракте Казань-Лаишев-Шуран.
Для проверки на прочность грунтовой дороги, защищенной щитами, был организован зимний автопробег, инициатором и организатором которого вновь стал Д. П. Арцибашев. Он сумел уговорить 7 состоятельных казанцев поучаствовать в снежной гонке до деревни Шуран.



фото с сайта http://kazanfirst.ru/

Член Казанской городской думы, директор-распорядитель Товарищества Окского парового сенопрессовочного завода Николай Яковлевия Молотков изъявил желание принять участие в зимнем автопробеге на своём автомобиле фирмы «Кейс».
Другим участником стал купец Михаил Дмитриевич Гуськов на «Форде». Еще один «Кейс» был во владении Михаила Рама. Известный в Казани купец Евгений Наполеонович Остерман со своим автомобилем «Форд» изъявил полную поддержку зимнему автопробегу. Сразу два автомобиля представил для участия в зимней гонке купец Николай Никифорович Бойченко - "Студебеккер" и "Лорель".
Ещё один участник, предоставивший автомобиль марки "Грунэ-Мохель", просил не называть его фамилию.
Восьмым (вне конкурса) стал "Бенц" технического отдела земской управы, которым управлял сам Д.П.Арцибашев как организатор и командор этого зимнего мероприятия.
2 января 1914 года в 10 часов 15 минут был дан старт первому зимнему автопробегу в России. Трасса начиналась недалеко от газового завода (около бывшего ипподрома).
Первым стартовал автомобиль командора, остальные участники пробега последовали за ним с интервалом в 5 минут. Машина Арцибашева пришла в Шуран в 11 часов 56 минут, затратив на преодоление всей трассы 1 час 41 минуту.
Автомобиль "Кейс" владельца Молоткова оказался самым скоростным. Он преодолел весь путь за 1 час и 30 с половиной минут. При этом в пути у него была одна задержка на 10 минут по причине съезда в канаву. Именно Николаю Яковлевичу и был вручён первый приз.
Второй приз получил Михаил Дмитриевич Гуськов, отставший от победителя на 11 с половиной минут. В пути он потерял всего три минуты.
Автомобиль "Кейс" Торгового дома Рама стал третьим призёром. Его время в пути составило 1 час 49 минут при задержке на трассе в 5 минут.
Замкнул четвёрку призёров "Форд" Остермана с временем 1 час 58 минут.
Машинам Николая Бойченко повезло менее других.
Одна из машин ("Студебеккер") затратила на весь путь 2 часа 34 минут, потеряв по дороге 25 минут, а другая ("Лорель") не дошла до конца пути из-за поломки автомобиля, к которой состояние дороги не имело никакого отношения.
Больше всего потеряла в пути машина марки "Грунэ-Мохель" - 47 минут, но дошла до финиша со временем 3 часа 28 2/3 минут.

26 октября по инициативе журнала «Татарстан» совместно с Авторетроклубом-21 и администрацией Лаишевского района прошло ретро-ралли, отправной точкой которого стала площадь Тысячелетия Казани, а конечной - районный центр Лаишево.


Вот здесь всё вчера и происходило.































Большинство автомобилей-участников забега с богатым прошлым. Например, Buick Eight выпущен в 1941 году. На таком же ездил маршал Советского Союза Георгий Жуков.










Cadillac 1967 года принадлежал губернатору штата Делавер, в его салоне имеется 3 телефона, один из которых предназначался для прямой связи с президентом.










Ветераном среди представленных автомобилей стал легендарный Ford-T, по прозвищу «Жестянка Лизи», которому в октябре исполнилось 100 лет. Самостоятельно он уже не передвигается, его привезли на тележке.







Другой представитель этого семейства - Ford-A, именуемый в народе «тещино седло» из-за необычной конструкции багажника.




Председатель Госсовета Татарстана Фарит Мухаметшин приветствовал участников ралли не только как официальное лицо, но и как президент Авторетроклуба-21. Рядом с ним на переднем плане пилот "Форда-А"




«Джентльмены, заводите свои моторы», - скомандовал Фарит Мухаметшин и, как утверждают СМИ, сам проехался по улицам Казани за рулем своего ГАЗ-21. Я, к сожалению, не увидела его за рулем.




Возглавил ретропробег легковых автомобилей "Форд-А".




Замыкающие:



Нафотографировала я, конечно, больше, но, чтобы не затягивать надолго, решила показать хоть что-нибудь))

раритет, папарацци, машинный двор, история, люди, репортаж, Казань, фото не моё, поездки

Previous post Next post
Up