У меня в жизни есть не так много принципов, но есть определенные установки, как указатели, которые помогают в навигации. Их достаточно много, я хочу написать про один из них: "Нельзя никого ничему научить, можно только научиться
( Read more... )
Она не понимает, что такое "другим детям больно", она не может пока думать у других детях, представлять себя на их месте. У меня сын кусался, это от неспособности другими способами получить игрушку. Я останавливала достаточно твердо, останавливала руку, говорила "нет, я не позволю тебе кусать других детей, мы не причиняем боль. Я никому не позволю обидеть тебя, и тебе не позволю обижать". Если кусал меня, реально вскрикивала, даже чуть приувеличивая реакцию, делала обиженное, злое лицо, говорила "мне больно, не хочу играть больше". У нее период предметного освоения мира, она смотрит на разные реакции и радуется новостям. Вы, другие дети - это реакции предметов, она исследует, ей интересно. Сочувствие ей пока недоступно. Можно проговаривать, я тоже проговаривала, просто чтобы сложилась схема делать больно = нельзя. Но останавливала твердо, уносила, если начинал скандалить, но не позволяла ему причинять боль другим детям в своем присутствии. Потом проговаривала "Ты хотел эту игрушку, очень очень хотел!! Но девочка играла, можно попросить, сказать "дай". Показывала, как меняться, проговаривая за него, меняясь с другим ребенком от его имени, заостряла внимание - видишь, мы поменялись, и ты теперь играешь, и мальчик радуется. Девочки вообще более восприимчивы. У Тессы такого не было, а у Данилы прошло через несколько месяцев.
Reply
Reply
Leave a comment