АНГЛИЯ - школы и немного в шоке.

May 07, 2010 20:49

Посвятив последние несколько месяцев исследованию школьной системы, имею сказать: непонятно, где все эти развитые, умные, out-of-the box.
Ну по порядку.
Школы делятся на начальную - 4-7 лет, среднюю 7-11(13), и старшую 11-16, после чего есть аналог нашей "десятилетки", то есть 6th Form College (еще два года 16-18 в школе), после чего можно сразу в университет, или в колледж обычный, а потом по желанию в университет.
Как организации, соответственно, существуют отдельные школы 4-7, 4-11, 7-11, 4-16, 4-16 (18), 11-18. То есть одна из головных болей родителей - это не просто "отдать в хорошую спецшколу поближе", а решить, сколько раз и в каком возрасте ребенок будет переходить из школы в школу. С точки зрения психологического спокойствия ребенку естественно лучше учиться в одной, там и дружеские связи, и привычка, и не надо по новой себя в классе зарекомендовывать. С точки зрения качества образования лучшие школы чаще всего "неполные", то есть например отдельная младшая школа зачастую будет существенно лучше младших классов в общей школе.

Второе большое решение - государственная или частная. Все государственные (и частные по желанию) проходят регулярные инспекции соответствующей организации Ofsted, которая выставляет оценки от 1 (отлично), до 4 (неудовлетворительно) по множеству позиций, в том числе: психологическое состояние детей, насколько развита личная работа с детьми, уровень экзаменационных показателей, посещаемость, возможности дополнительного развития, широта школьной программы, подход к обучению, возможности для выделения талантливых детей и подтягивания сложных, кружки, экскурсии и так далее - все это можно почитать в виде описательного отчета, что очень удобно, так как можно выяснить, что, например, ближайшая к тебе школа имеет оценки отличные оценки 1-2 по позициям внимания к ученикам, психологического комфорта, личного отношения, атмосферы, но результаты вытягивают только на 3, потому как 2-3 происходит из семей беженцов и иммигрантов из Сомали и Афганистана и живут на пособия. Визита в школу это естественно, не отменяет.

Среди государственных школ есть большой процент школ религиозных (в основном, католических), которые чаще всего небольшие и хорошие. Государственные школы бесплатные, попадают туда по "лотерее" и месту жительства, подавая заявку в council (управу), с указанием предпочтительных школ. При этом гарантии, что тебя зачислят в предпочитаемую хорошую школу в миле, а не в непредпочитаемую среднюю в ста ярдах - нет никакой. Говорят, есть целая книга "как попасть в бесплатную школу своего выбора", распространены всевозможные махинации с регистрацией у родственников в качестве основного жилья, только чтобы ребенок попал в catchment area хорошей школы. Чем лучше школа, тем выше спрос, тем уже ее "область набора", тем дороже там дома. Целый бизнес. На полном серьезе после удачных родов рекомендуют немедленно заняться выбором школы, так как у тебя есть 2.5 года (заявки подаются сильно заранее) на попытки купить дом в области набора этой школы.
Лично меня тошнит.

Частным школам на твое проживание наплевать, но стоят они немало, что отсеивает многих крайне экономных англичан, и отбирают жестко по результатам.
Большинство частных школ - отдельные для мальчиков и девочек, поэтому второй вопрос родителей - это решить, хочешь ли ты своего ребенка в совместную или однополую школу. Для меня, в свете ожидаемого брата, да и представления о женском коллективе в 13 лет, вопрос однозначно решен в сторону совместных школ.
Престиж (и стоимость) частных школ определяется выходными результатами их учеников на гос. экзаменах, и теми университетами, куда эти ученики попадают. Так как это бизнес, то с головы до хвоста идет цепочка постоянного отбора, при которой до конца доходят только лучшие. В частных школах соотвественно будет иной контингент, маленькие классы, почти персональное обучение, жесткие требование к успеваемости. В отличие от России, где "лишь бы платил, а как учится все равно", здесь если ты очень талантлив, можешь заслужить стипендию и учиться бесплатно (или почти бесплатно) в качестве награды, вне зависимости от твоей платежеспособности. Школам выгодно фильтровать и удерживать лучших.
Если идти от головы, для попадания в Oxbridge, как тут говорят, нужно сдать выходные госэкзамены в пределах 90-100 баллов по всем предметам. В лучших частных школах до 98% учеников сдают на таком уровне в 16-18 лет.
Попасть в такую школу, как я уже говорила, можно в 4, 7, 11 лет, каждый раз сдавая входные экзамены (или в 7, 11, или в 11 в зависимости, сколько ступеней школы объединено). Чем позже попадаешь, тем жестче отбор, так как половина класса пришли из более низкой ступени, и уже "выкормлены до нужного уровня" этой школой, а чужаки должны соотвествовать.

Для примера, экзамен в 7 лет состоит из 3 тестов:
- математика - простые линейные уравнения, знание таблицы умножение, общая арифметика.
- понимание текста - прочтение 1 страницы специального текста (скажем, про размножение птиц), ответ на вопросы, логические задания на понимание текста, способность написать на страничку свои мысли.
- невербальная логика - логические задачки на понимание основных принципов (лишнее - свойственное, общее - частное и так далее).
В 7 лет. Все заметили, да?

Чтобы в 7 лет быть на таком уровне, частные школы с 4-7 лет должны выдавать таких выпускников. С 4 лет дети участся с 8:30 до 15:30, правда "учеба" в основном игровая, интерактивная, больше похожая на садик, но тем не менее нагрузка не малая. Дневного сна с 4 лет детям не предполагается, "а если засыпает, мы будим", сказали мне в школе. Чтобы попасть в начальную школу с 4, в 3.5 нужно пройти собеседование, на котором ребенок должен быть в состоянии слушать, отвечать на вопросы, внимательно выполнять задания, рассказывать с пониманием о бытовых сторонах своей жизни, понимать понятия рода, уметь считать до 10.
Многие начальные школы имеют год "подготовительных яслей" с 3 лет, куда можно ходить не до 3 дня, а до 12 дня, и где первичные навыки присваиваются в игровой форме. Такие ясли предполагают, что в момент поступления (обычно незадолго до 3 лет), ребенок полностью самообслуживается: моет руки, переодевается, ходит в туалет полностью сам, кушает принесенное с собой, владеет вилкой и ножом, следит за своей одеждой.
В 2 года 10 мес. Все заметили, да?

Если не хочешь ребенка в такую мясорубку, можно отдать в обычные ясли, а потом с 4 в обычную школу, где большинство не будет уметь читать (но остутствие сна будет одинаковым для всех), ну и дальше наращивать различие в результаты.

Вот последние дни я усиленно думаю.
Пока предварительно нацеливаемся на частную школу (но самую щадящую из всех, что я видела) с 4, с подготовительным годом с 3. Все уверяют, что Тесса умная, и вполне потянет (в неполные два говорит полноценными предложениями, читает некоторые слова, знает много букв, считает до десяти, выполняет простые логические задачи). Я до сих пор мучаюсь комплексом, что перегружу.
Мудрая Ира сказала: Оль, если что - заберешь.
Наверное, она права.

Самое удивительное для меня - это где все эти высокоумные и высоковоспитанные???? Я знаю нескольких выпускников частных школ, но назвать их особо образованными не могу. На что они убивают 14 лет и детство своих детей - непонятно.

london, diary, uk realities

Previous post Next post
Up