Человеческий детеныш рождается недозрелым на целый год, в течение которого дозревает: увеличивается объем мозга, дозревает пищеварительная система и органы зрения, развивается способность к полноценной терморегуляции, моторные и прочие навыки.
В чем же состоит польза ношения?
1) Прижавшийся к маме ребенок получает некоторое подобие условий, в которых он существовал до рождения - он ощущает ставший привычным за девять месяцев ритм ходьбы, сердечный ритм и дыхание матери, что является своеобразным биологическим регулятором. Ношение способствует более быстрому становлению у ребенка суточных биоритмов, выработке гормонов, ответственных за ночной сон и бодрствование днем.
2) Материнские объятия способствуют развитию координации вестибулярного аппарата: положение тела ребенка все время смещается в пространстве вслед за движениями и изменениями позы матери. Каждый раз при этом в его мозг поступает нервный импульс и возникающий ответ передается мышцам тела для сохранения равновесия.
3) При ношении матери и ребенку легче устанавливать контакт. Это способствует и развитию речи - находясь в непосредственно близости от взрослого, он внимательно следит за глазами, ртом и мимикой взрослых и учится слушать.
4) Дети, которых носят на руках, более спокойны и уравновешенны, меньше плачут. Во время бодрствования они чаще всего находятся в так называемом «состоянии спокойного внимания» - силы и время, не растрачиваемые на плач, позволяют им лучше настроиться на контакт с окружающим миром, внимательнее присматриваться и прислушиваться. Ребенок видит и слышит то же, что и мать (или отец), наблюдает за выражением их лиц, интонациями голоса, движениями. Отсюда он воспринимает все, что происходит вокруг, становясь соучастником жизни родителей.
5) Тесный контакт с матерью положительно сказывается как на развитии нервной системы, так и на физическом развитии малыша, так как он не расходует много энергии на плач и преодоление психологического дискомфорта.
6) Младенцы природой «запрограммированы» на то, чтобы как можно больше времени находиться в присутствии родителей, в частности, мамы, ведь отсутствие родителя может означать для ребенка то, что он потерялся, а значит, должен будет умереть. Отсутствие родителей - стресс, который для ребенка связан с угрозой жизни, и поэтому является очень сильным. Разлучение новорожденного с матерью вызывает протест, который выражается горестным плачем. Если на плач мать не реагирует, у ребенка наступает реакция отчаяния - она проявляется затиханием или замиранием, которое сопровождается снижением частоты сердцебиения, понижением температуры тела и повышением уровня гормонов стресса.
7) Хронический стресс в младенчестве опасен для здоровья, потому что высокие дозы кортизола (гормона стресса), особенно в первые месяцы жизни, могут повлиять на развитие других систем организма. Если же за младенцем ухаживает заботливый взрослый, который помогает ему поддерживать эмоциональную стабильность с помощью тактильного контакта, поглаживаний, кормления, укачивания, ношения, уровень кортизола в его крови будет низким, а частота сердцебиения и температура тела - в норме.
8) Ребенку необходимо общение. И общение младенца и взрослого должно носить эмоционально-положительный характер. Соска и покачивания в колыбели - это не общение, это заменители взрослого. Дефицит общения и отрыв от матери в первые годы жизни может вызвать нарушения в развитии ребенка: провоцирует психические и физические задержки развития, дефект познавательной функции, речевого и эмоционального развития.
9) События первого года жизни формируют у ребенка основу доверия или недоверия в отношении внешнего мира, ведь способность ребенка любить окружающих и окружающий мир тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась.
10) Во втором полугодии жизни потребность ребенка быть на руках сильно уменьшается. И когда он начинает активно заниматься игрушками и ползать, он перестает все время проситься на руки и начинает осваивать окружающее пространство самостоятельно.
(Исследования и научные работы Р. Спитца, Дж. Боулби, А. Джерсилда, Анны Фрейд, Э. Пиклера, М.Лисиной, Л.Выготского и др.)
Лучшее подтверждением тому, что ребенок в своем дозревании нуждается в ношении и постоянной материнской близости - метод «кенгуру»: это метод для выхаживания недоношенных детей, который увеличил выживаемость детей, рожденных с очень низкой массой тела, в пять раз. Метод доказывает, что дети, рожденные после тридцать второй недели беременности, хорошо дозревают на теле матери даже без помощи медицинских технологий.
Теоретик этого метода, д-р Бергман, утверждает, что существует первоначальная модель ухода за младенцами (как доношенными, так и недоношенными), которая учитывает четыре основные их потребности - кислород, тепло, пища и защита. Новорожденный получает кислород из воздуха, тепло и защиту через телесный контакт с матерью и пищу через грудное вскармливание.
Что касается привязанности матери к ребенку, то на физиологическом уровне она регулируется так называемыми гормонами материнства. Период попадания половины их количества в кровь очень короткий - порядка 20 минут. Поэтому для того, чтобы постоянно поддерживать их высокий уровень, через каждые 20 минут нужна новая стимуляция от контакта с ребенком, кормления его грудью и пр. Ношение ребенка оказывает на мать сильный успокаивающий эффект. При разлуке с младенцем, уровень содержания гормонов стресса в крови женщины повышается и организм испытывает состояние потери и «траура». Поддержание гормонов материнства на стабильно высоком уровне - лучшее средство против послеродовой депрессии, которой подвержены многие женщины.
Конечно, ношение не может быть непрерывным. Каждая мама может и должна сама решить на сколько у нее хватает сил и желания находиться в тесном контакте со своим малышом, держа его на руках, и насколько часто это необходимо самому ребенку. Если ношение вызывает сильное физическое утомление, оно не принесет пользы обоим. Пребывание на руках должно доставлять удовольствие и вызывать чувство комфорта и успокоения для обоих, а не быть тяжкой обузой.
Слинг, безусловно, облегчает ношение ребенка - с ним ношение может быть и более долгим, и менее энергозатратным, т.к. экономит мамины силы. С ним у мамы и руки свободны, и мобильность никуда не исчезает.
Следует помнить, пожалуй, только об одном - ношение в слинге, как и пользование вообще каким-либо девайсом, требует и определенных знаний, и навыка. Потому что то, что вы приобрели и надели слинг, к сожалению, не всегда означает, что носите вы в нем правильно. Не пугайтесь - научиться этому совсем не сложно :).