драгоценности замосковья

Jan 05, 2014 11:59

на днях состоялась интересная встреча.
в жизни не  в мегаполисе мне безумно нравятся случайности, ибо  тут случайно можно встретить таких людей, которые в непонятных странных местах создают красоты, ценности такие, что живут в основном только  в редких закрытых коллекциях.
не буду называть имен, ибо в рекламе такие люди не нуждаются. Но поделиться - очень хочу.
Иконописная мастерская. Снаружи никто бы не подумал, что тут такое. Обычный дом. Обычный снег. Мужчина угрюмоватого вида  ботинках и комуфляжных брюках. В обычной, не обращающей внимания, куртке. Смотрит внимательно. В глаза. И только тогда проводит в дом. В отдельную комнату. Где обычная советская стенка с книжками и торцами досок там, где обычно стоит хрусталь. Обычный пол, диван, стол, окно. Ничего особенного. Начинается разговор. И снова глаза. И по нашим вопросам и его рассказам, мы как по дорожке заходим в такие глубины, что невозможно найти ни в одной книжке. И проход открывается только нашему интересу. Понимаю, что если бы была меркантильная составляющая, то никак не прошли бы. И проявляется пространство, в котором информация понятна только специалистам, разговор переходит на специальные термины и общение складывается, как говорится, на уровне птичьего языка. Человеку со стороны не понять. И постепенно из шкафа и закромов родины достаются книги с техническими тонкостями. А за ними и книги с работами мастера. А потом и фотографии работ его друзей.
В какой-то момент поняла, что нахожусь в сокровищнице. И затем путешествие в мастерскую, где под микроскопом открывается икона. Да - 2 спичечных коробка за 3 дня. Да, обычному человеку такого не объяснишь. И потому многие в современном мире не понимают, что работа реставратора - это труд - кропотливый сложный труд. Труд, в котором на каждый кв мм уходит не один час работы. Тяжелой профессиональной работы. Слушала про краски, про минералы, про связки, клеи, про века, мастеров разных глубинок в разные эпохи,  о том, как кто и чем работал и понимала, что вот оно. Какой мазок характерен для какого мастера. Какие оттенки. Какие краски с чем смешиваются, а какие кладутся слоями. Узнавала в этом и свои движения с красками в керамике. Каждый Мастер создает свое движение. И от того, насколько качественно он сможет подготовить ученика, настолько проживет его дело. А дело откуда в нем самом? от Бога. И потому  действительно великое дело каждого человека - обнаружение себя, своего предназначения, своего смысла прихода на эту планету. И может быть для того, чтобы прийти к своему делу, надо все-все оставить и уйти в глубины жизни, где ничто не мешает и не отвлекает заниматься только тем, что идет изнутри? А ответственность перед детьми? Которым надо дать образование и вообще поднять на ноги? Для меня до сих пор нет ответа - как соединить занятие тем, что идет изнутри с тем, что требует социум. И конечно, важна поддержка семьи. Поддержка всякая.
Но на самом деле, не стоит вопроса, как понять что мое, а что не мое. Ибо тем, что мое не заниматься невозможно.
Самое интересное, что на волне такого внимательного глубокого разговора внутри ремесла переход разговора в другое ремесло (ибо мы были с подарком, естественно, керамическим) - произошел моментально и в душе стало тепло-тепло от слов специалиста, который понимает и ценит каждое движение краски, кисточки, руки в моем ремесле. И это разница в общении с заказчиком и мастером. Заказчикам надо объяснять. Как часто звучат вопросы заказчиков - ну расскажите, чем ваши изразцы отличаются от плитки? Почему они столько стоят? Давайте сделаем скидку... И иногда плакать хочется от того, что эти скидки, которые делаешь людям из сферы бизнеса, им-то - просто навык снижения цен, а тебе - реальные деньги, на которые можно было бы купить красивых глазурей или поставить печку для варки глазурей или для закупки материалов, позволяющих делать новые глины-глазури с эффектами. Чтобы этому же заказчику и сделать настоящее искусство. О котором он даже и думать не мог. А в ответ просто молчишь и улыбаешься, думая, что надо бы пойти поучиться на переговорные тренинги. И естественно, что по возвращению на производство, никуда не идешь, ибо тут новые краски или новые идеи по старым материалам. Или снится сон про оксиды. И понимаешь, что надо попробовать.
Или приходит образ, который начинает внутри жить и проситься наружу.
Или кто-нибудь очень значимый напишет несколько слов и каждое слово оживает в чувствах, картинках, ощущениях. И невозможно это не реализовывать.

Я благодарна всем ремесленникам, Мастерам, Творцам, кто делает свое дело вдохновенно и твердо! не взирая ни на какие препоны!
спасибо, что Вы есть!
И своим делом вы не только создаете красоты Земли, но и заражаете других людей, кто может только начинает свой путь, но или потерялся!

Спасибо Вам и сил Вам!

ремесло

Previous post Next post
Up