Коркинцы. Глава 13. Выводы и обобщения из далёкого прошлого.

Oct 25, 2012 15:02



Трудно жилось жителям деревень. Такую жизнь можно сравнить с жизнью первобытного человека, а жизнь крестьянина - землепашца можно назвать подвигом. Возможность хоть как-то облегчить жизнь крестьянина давала дружба сельского населения. Ценилось у людей еще любое умение, т.е. ремесло. Часто крестьянин после окончания всех работ по хозяйству переключался на своё умение. Ходили по деревням портные, пимокаты, даже умельцы сделать печь или дымоход. А посуду из глины, бересты, дерева мастера везли на базар. В каждом селе в престольный праздник была и торговля - базар. Особенно большие базары были в районом центре - в Унях. Ехали на базар в Уни жители деревень со всей округи.



Туда же приезжали и купцы из Глазова и других ближних городов. Плохо было, что край наш находился, да и сейчас находится вдали от железной дороги. Правда сейчас это восполняется появлением автотранспорта и строительством автодорог. А каково было возить по грунтовым дорогам продразверстку, т.е. зерно из Коркинцев в Фалёнки?! Или съездить до города по надобности. В 100 км мы жили от железной дороги. И продать излишки труда не могли, и купить нужное - тоже.

«Кто родился в старинных селеньях

Не забудет соломенных крыш,

Русской печи, холодные сени

И в чулане пискливую мышь»

Хочется для потомков перечислить орудия труда крестьянина - землепашца, и еще раз вернуться в прошлое. Жизнь людей зависит от орудий труда. Вот я их и назову.

Для рыхления почвы на моей памяти использовалась соха в упряжке с лошадью. После сохи стали мужики изготовлять собан, а на смену появился плуг. Это уже усовершенствованное орудие крестьянина. Но самым большим прорывом было появление в деревне трактора. Посмотреть на трактор и его работу собирались все. Учиться на тракториста с желанием шли и мужчины и женщины.

Таким же прорывом было появление в колхозах автомобиля. Вот случай из рассказа мамы. Как-то пришла она в гости из Коркинцев в Чечёры. Сидят с тётушкой за чаем и так задушевно беседуют. Вдруг их насторожил приближающийся необычный шум, они отодвинулись по лавке в угол и стали креститься, прося защиты у Бога от надвигающейся грозы (они так решили, услышав шум идущей по деревне автомашины). Мама потом не раз повторяла: «Если бы эта машина догоняла меня где-то в поле, я бы забежалась до смерти. Видано ли, чтобы машина без лошади сама бежала». Появились машины, появилась и новая профессия - шофер. Учились на шофера тоже и мужчины и женщины.

Вместо лукошка появились сеялки. А для обмолота выращенного появились комбайны. Это уже целый переворот деревенской жизни.

В дружных деревнях жизнь налаживалась. А в Коркинцах мужики решили для деревни построить свою электростанцию. Для этого, уже в третий раз, на реке своей делали новую плотину. Строили вручную, землю подвозили на лошадях, а копали её лопатами женщины. Сваи, а их требовалось множество, забивали «бабой» - эту металлическую тяжесть поднимали вручную группой людей и опускали на сваю. Радости от построенного сооружения не было предела. Энергия от гидроэлектростанции применялась для освещения частных домов жителей деревни и еще на электростанции стала работать мельница.

С появлением электричества изменился и внешний и внутренний вид домов в деревне. Если не повесить на окна шторы, вечером, при электроосвещении в избе будет видно всё, как на тарелочке. Даже на палати надо было делать занавески.

Со временем в колхозах появились свои электрики и электроэнергия использовалась и была очень нужна на животноводческих фермах. Я не знаю, платили ли что-нибудь за эту свою электроэнергию, а вот когда появилось государственное электричество, тут платили за всё и очень жалели, что своё, частное, забросили. Может, найдутся мастера, да восстановят. Где-то используют даже солнечную энергию, но это не в нашей местности.

Вот как меняется жизнь с появлением новых орудий труда. И правильное было решение о коллективизации. А вот перестройка колхозы не сохранила. Правда, прямого указа - колхозы распустить, не было. И в нашем районе несколько хозяйств еще живы, но жить при рыночной экономике еще не научились, а при старых порядках жить не получается. Опять упирается всё в руководителя. Если с головой, да честный, да есть способности организатора - выживет.

Вот на этом, я пожалуй, и остановлюсь. А жалко колхозов, жалко деревень, жалко людей, что не могут найти работу и вынуждены уезжать с насиженных мест, оставляя своим своими руками построенное жильё. Какие-то изменения ждут жителей захолустья впереди? Вот бы посмотреть да запечатлеть еще один период.

Мемуары моей бабушки

Previous post Next post
Up