Нередко приходится слышать: прежде чем что-нибудь писать/снимать, нужно выбрать целевую аудиторию - решить для себя, для кого ты своё произведение создаёшь - барышень 12-16 лет, хипстеров, тётушек постбальзаковского возраста, "среднестатистических" мужчин или вообще геев. И от этого плясать. Долгие годы я бездумно соглашалась с этой выдранной из маркетинга "аксиомой", но всё же время от времени у меня пробуждалось ощущение: что-то здесь не так.
Да всё не так!
Попробуйте вспомнить признанные шедевры мирового кинематографа или просто фильмы, глубоко затронувшие лично вас, и без тени сомнения ответить, на какую ЦА они рассчитаны. Для кого снимали, к примеру, "Летят журавли"? Для бывших фронтовиков? Женщин, оставшихся вдовами? Молодёжи - дабы узрела суровую юность своих мам и пап? Для русских? Для иностранцев? Нет, конечно! Для всех жителей земного шара, которые имеют возможность дойти до кинотеатра или включить телевизор! Какой уровень дохода должен быть у зрителей? Да, блин, любой!
Возьмём оскароносную "Маленькую мисс Счастье". Ответьте-ка мне, какова целевая аудитория картины. Бойкие первоклашки? Мечтательные подростки? Усталые люди среднего возраста? Прожжённые циники или неисправимые романтики? На мой взгляд, картина тем и хороша, что каждый зритель может найти в ней что-то для себя. Или не найти: вкусы у всех разные.
Или, вот, поттериана, которая не делает ни возрастных, ни этнических, ни социальных различий и в том числе поэтому любима взрослыми и детьми по всему миру.
Правда в том, что по-настоящему большое произведение в любом жанре адресовано ко всему человечеству (соглашусь, правда, что кровавые сцены насилия не стоит показывать детям). И создать такое, кстати, чертовски сложно. Предположу, что сложнее, чем выбрать узкую нишу. Но последнее, на мой взгляд, - порочный путь, который создаёт "Сумерки" и вереницу подражателей оным. Потому что в процессе творчества автор будет ориентироваться не на реальных девочек-подростков или, скажем, гиков, а на свои представления о них. Или, что еще вероятнее и хуже, на расхожие стереотипы о данных группах. "Женские" романы пишут в основном те, у кого весьма зашоренный взгляд на женщин. Напротив, "Джейн Эйр" хотя издалека напоминает подобный роман, но классикой стал не зря, потому что дотянулся до таких проблем, которых избегают касаться авторы сугубо дамского чтива.
Да и скучновато это - обслуживать какой-то один сегмент, вы не находите? Остальные-то чем хуже?
А если уж решили писать и снимать "для кого-то", пусть это будут ваши самые любимые и близкие люди, ради которых вам самим захочется поднять планку до небес. Если почитать посвящения, то ясно, что Джоан Роулинг, работая над поттерианой, так и сделала.