По традиции, до меня всё доходит как до жирафа. Зато когда накал вокруг книги или фильма стихает, легче оценить их объективно.
Недавно раскопала настоящее сокровище - увесистый триллер "Тайная история" американской писательницы Донны Тартт (да ещё и в оригинале). Эту книгу она писала целых 9 лет, и время потратила не зря. Несмотря на большой объем и многословность (признаться, вычеркни она четверть текста, он ничего бы не потерял), роман затягивает с головой: спасибо добросовестной проработке персонажей, изысканной атмосфере, вернувшей меня в мои студенческие годы, и целой буре противоречивых эмоций, которые у меня вызвало чтение.
Это история Ричарда Пэйпена - бедного студента из калифорнийского захолустья, и его друзей - богатых, аристократичных и очень странных ребят, изучающих античную культуру под началом не менее странного профессора в престижном вузе в Новой Англии.
Не по годам серьёзный и хладнокровный Генри, белокурые близнецы Чарльз и Камилла, утонченный Фрэнсис и легкомысленный Банни держатся тесным кругом, почти ничего не знают о жизни современного мира, недоверчивы к чужакам (другие студенты также не питают к ним особенной любви). Увлечения у ребят тоже из ряда вон - переводить на латынь "Потерянный рай " Мильтона, к примеру. А любопытство, вызванное лекцией про дионисийские обряды, приобретает у них такой размах, что приводит к трагической серии смертей, об одной из которых говорится на первых же страницах.
В одной из рецензий написали, что герои часто ведут себя как придурки. Но, увы, люди вообще ведут себя как придурки, причём намного чаще, чем в книгах. Скучно читать роман, где герои всегда действуют правильно и не допускают ошибок; напротив, немного глупости - необходимая составляющая реализма.
Вовлечение в сюжет удалось на славу: я словно стала участником этого узкого интеллектуального кружка. Я была то Ричардом, выросшим в унылом рабочем городке и робеющим перед блестяще образованными сокурсниками, то отстранённым, эксцентричным "ботаником Генри", который ценит книги выше людей и удивляет читателя странными идеями. Я мёрзла до мозга костей в нетопленном доме у старого хиппи, слушала неспешное падение листвы в загородной усадьбе, ходила по ночным улицам небольшого академического городка, пила горячий чай в кабинете профессора, терзалась муками совести после содеянного и холодным, неотступным страхом наказания. Грустное послевкусие, которое оставляет концовка, держится уже несколько дней.
Каким-то образом у Донны Тартт получилось, с одной стороны, развенчать своих таких очаровательных героев и наглядно показать, как они катятся в пучину алкоголизма, ненависти и сумасшествия, а с другой - заставить читателя им сопереживать несмотря на всё, что они творят. Я и сама удивляюсь, как можно симпатизировать испорченным, избалованным бездельникам, которые, как оказалось, весьма невысоко ценят человеческую жизнь, но мне действительно стоило усилий, чтобы смотреть на них трезво.
Что мы имеем? Гибрид "Бесов" и "Повелителя мух" в декорациях престижного вуза. Атмосферу готического романтизма и беззаботности, что на деле оказалась очень хрупкой. Тонкую передачу чувств и переживаний, множество исторических и литературных отсылок, рассчитанных на подготовленного читателя.
Из минусов - бесконечные однообразные описания пьянок (ребята пьют так часто, что неясно, как им хватает мозгов, чтоб еще и учиться), схематичная линия отношений с профессором, очень предсказуемый твинцест (привет Ланнистерам), аморальность и бесхребетность Ричарда, плывущего по течению за обожаемыми друзьями, а также крайне нудный эпизод, посвященный похоронам одного из персонажей. Но если это вас не отпугнёт, то рекомендую - чтение весьма занятное и, скорее всего, не на один раз.