Каллиграфия и миниатюры при дворе императора Рудольфа II

Jul 30, 2017 18:16

Оригинал взят у rikki_t_tavi в Каллиграфия и миниатюры при дворе императора Рудольфа II




Не так давно в журналах показывали сканы совершенно восхитительных страниц с каллиграфией и миниатюрами, заполняющими остальную часть листа, и я тут же отправилась искать эти книги. Три небольшого формата книги -Nature Illuminated, The Art of the Pen и An Abecedarium- воспроизводят страницы одной из самых красивых и драгоценных рукописных книг европейского Ренессанса - Mira calligraphiae monumenta.



Этот том, написанный и нарисованный на пергаменте, был закончен в самом конце 16-го века, и создали его два автора, никогда не встречавшихся. Знаменитый каллиграф George Bocskay, бывший имперским секретарем при императоре Священной Римской Империи Фердинанде первом, создал том, который он назвал "Образцовая книга каллиграфии". Страницы этого тома заполнены образцами прекрасной каллиграфии, всех размеров, стилей, начертаний и форм. Антиква, рукописный курсив, иврит, греческий алфавит, готическое письмо - все представлено на пергаментных страницах. Тексты, религиозные цитаты, отрывки из документов тщательно выписаны и украшены орнаментом, вырисованными буквами, завитками и виньетками и расписаны золотом и серебром.

Через пятнадцать лет после смерти каллиграфа правящий уже внук Фердинанда, император Рудольф II заказал последнему великому европейскому миниатюристу по имени Joris Hoefnagel украсить том рисунками. Хофнагель воспринял заказ как возможность вступить в соревнование с каллиграфическим гением и постарался сделать так, чтобы его миниатюры не были просто украшением текста, а поражали и приковывали внимание сами по себе. В результате вышел том потрясающей красоты, в котором мастерство миниатюриста и искусство каллиграфа подчеркивают друг друга.

Том хранится в музее Гетти в Лос-Анджелесе, в начале девяностых музей выпустил книгу со всеми страницами из тома, а затем три отдельних небольших книжечки с подборками этих страниц. сканы, что ходили по сети, были большого размера, а книжки совсем небольшие - с настольный ежедневник. Я сначала удивилась размеру, а потом, походив по сайту музея поняла, что это воспроизведен реальный размер страниц. И если надписи кажутся совершенно микроскопическими - их именно так виртуозно создал автор. И все рисунки именно такие - козявки и комарики там практически в натуральную величину.

The Art of the Pen: Calligraphy from the Court of the Emperor Rudolf II



Первая книга - "Искусство пера" - посвящена больше каллиграфии ( хотя практически все страницы одинаково интересны и каллиграфией и рисунками). Каллиграфия как раз в это время испытывала интереснейший поворот судьбы. До появления книгопечатания все книги переписывались вручную. При этом главной целью создания книг было сохранение, собирание знаний - а вовсе не их распространение. Книги переписывались, богато украшались - и хранились в библиотеках монастырей или правящих особ, практически не выходя к читателям. Книгопечатание сделало книги доступными именно для читателей, а не охранителей книг. Книги теперь воспроизводились оттисками и профессия переписчика книг стала практически не нужна. Искусство рукописного мастерства перестало быть профессиональным умением, а стало распространяться среди образованных людей. Красивые шрифты, почерки и рукописные украшения стали признаком культурности, как знание нескольких языков.

Боскей как раз и собрал в своем томе образцы самых различных рукописных умений.



Крупнее левая сторона, шрифт с колючками:


И фрагмент правой. Мелкие буквы с очень жирными ножками и росчерками:



Фрукты и цветы. Слева надпись с очень длинными выносными элементами в первой и последней строке.


Фрагмент справа крупнее. Все выносные ноги длинные, петлястые и в колючих ромбиках. А на картинке - Тюльпан и мелкие груши.


видно, как художник соревновался с каллиграфом за привлечение внимания и восторги зрителей.


Надпись слева с красивыми длинными ножками и при этом зеркальная.


Слева надпись "разорванными" буквами - верхняя половина буквы пишется, как обычно, а нижняя - со сдвигом в сторону. Справа готический шрифт - сначала разрисованный, потом золотой, затем синий, а потом все уменьшающийся до крохотного. Листочек на левой стороне - мне очень нравится, как иногда художник рисует "обманку" - как будто лист или стебель засунут в прорези в этом самом пергаменте.


Тут практически все страницы заполнены надписями, художник всунулся только с мелочами. С правой стороны всего три строки, но выносные элементы букв очень высокие и затейливо украшены.



Это надпись в которой каждая буква дважды прерывается тоненькой арочкой в сторону. Между строчками все украшено тонким узором.


Красивые легкие росчерки и всякие экзотические цветы и животные.


Крупно деталь с ракушкой и божьей коровкой:


Черная страница справа сделана не на пергаменте - это бумага, покрытая белой краской, затем по ней прозрачным резервом написаны буквы, и весь лист залит черными чернилами. Буквы остались не прокрашенными чернилами.


а это кусок слева - обилие легких завитков и росчерков и зеркальное письмо



Здесь каллиграф упражнялся в микрописьме. Слева буквы переходят во все более мелкие, справа - сразу крохотные.



Даже в увеличении букв практически не различить.


А это буквица с левой стороны.


Перейдем ко второй книге.
Nature Illuminated: Flora and Fauna from the Court of Emperor Rudolf II




Вторая книга из этой серии сделала акцент на иллюстрациях флоры и фауны. Император Рудольф был большим любителем ботаники и собирал всякие странности и чудеса природы в свою кунсткамеру. Поэтому Хофнагель по его заказу заполнил страницы реалистичными миниатюрами цветов, фруктов, насекомых и мелких животных. Многие цветы и фрукты, изображенные им, были новыми для Европы и воспринимались как диковины на страницах книги. Его рисунки практически не связаны с текстом на странице по смыслу, они взаимодействуют с образцами текста только эстетически, дополняя и заполняя пространство страницы.

Текст, обильно украшенный золотом и ботанические рисунки. Мне кажется, справа это душистая ромашка с мелкими листиками?


Красивая синяя буквица в начале текста и золотые узоры между строками.


Роза и нарцисс. Нарцисс, кстати, был вполне экзотическим цветком в те времена. Я тут обрезала фото пошире, чтобы вы увидели, чем я придавливала страницы - камень с какими-то допотопными организмами и красивая ракушка.


Крупнее деталь с каштаном и паучком.


И золотом выписанная буквица с правой стороны.


Рисунки вызывают желание немедленно нарвать каких-то цветочков, положить фрукты и выписывать каждую точечку на них:)


Бабочка и стручок гороха.



Здесь опять наряднейший текст.


Вот крупнее правая сторона - спускающиеся элементы образуют густые волны между строками.


А это прерывистые буквы - в середину каждой вставлен зигзаг. И мой любимый прием - как будто стебель вставлен в прорезь в пергаменте.


Еще цветы и фрукты.



Крупнее гриб.


Деталь стрекозы с другой страницы.


Узорочный текст и сочный персик.


Крупнее кусок текста и кусок персика. Все рисунки сделаны плотной акварелью, крохотными штришочками кисточкой.



Помидор - экзотический фрукт. Лилии - тоже редкостные цветы. Правая сторона нарисована опять в технике резерва и черных черни по белому полю.


Зверек справа крупнее:



И фрагмент левой части - с лилией и черно-золотой узорной буквицей.


Слева текст выстроен сложным узором, а справа уменьшается в крохотный.



Золотом вырисованная буквица и цветок, "воткнутый" в страницу.



Это правая сторона. после текста в узоре есть еще микроскопический текст в концентрических кругах. И совершенно прекрасные мелкие груши.


Книга третья:

An Abecedarium: Illuminated Alphabets from the Court of Emperor Rudolf II




Третья книга в серии посвящена последней части оригинального тома и сделана в форме того, что можно перевести как "алфавитариум". Это такая специальная форма книги, когда на страницах текст, цитаты или стихотворные строфы, которые начинаются с разных букв алфавита последовательно. На странице есть буква и текст, который начинается с этой буквы. Эта часть книги создана только художником. Первый алфавит состоит из благородных заглавных латинских букв римского происхождения и к ним прилагаются цитаты из священного писания на латыни. Вторая часть - строчные буквы готического шрифта, который считался более простонародным и варварским. Создал эти алфавиты уже один Хофнагель.

Все цитаты из священного писания. В левой говорится о власти бога, но посвящена она власти императора. Знаки власти наверху - держава и меч, пальмовая ветвь, как символ побед. Орлы, как символ верховной власти и вензель с первой буквой императора в центре. Справа цитата про то, как игрой на инструментах и пением восхваляют бога и все рисунки на ней связаны с музыкой. Птицы и поющий ангел устремляют взоры вверх - туда, куда поют восхваления.



Цитаты внизу выписаны золотом. Видно, что художник не сильный каллиграф:)


Справа фраза про то, как бог укрепляет, спасает и поддерживает проиллюстрирована изобилием разных плодов земли, посередине герб Австрии, потому что император Рудольф был австриец. Справа - про то, что на слух и вкус божественное знание сладко. поэтому пчелы вылетают из улья и собирают сладкий нектар из цветов.


Буквы алфавита, которые нарисованы на странице, показаны в их техническом виде. Сверху в разграфленном квадрате технический рисунок, снизу св таком же квадрате уже залитая черным буква.


Вся эта серия подчеркивает благородство и торжественность латинских букв. Вазы, курильницы, свечи, цветы, драпировки, молнии, благородные птицы - все работает на имперский торжественные образы.



В конце книги все рисунки описаны - даны переводы латинских фраз и рассказано, что означает каждый рисунок или символ на странице.


Второй алфавит нарисован строчными готическими буквами. В его рисунках меньше торжественности, но больше вычурности и гротеска. В центре страницы нарисована гротескная маска или странное фанастическое животное. Принцип для букв остается тем же - технический рисунок построения буквы и ее черный окончательный вид.


Здесь уже нет цитат и рисунки почти никак не связаны с буквой.


Центральная маска крупнее:


Насекомые и птицы очень хорошо вписываются в узоры.


Вот маска со змеями с верхней части левой страницы.


________________

Mira calligraphiae monumenta: A Sixteenth-century Calligraphic Manuscript inscribed by Georg Bocskay and Illuminated by Joris Hoefnagel - первое полное издание всех этих рисунков в одном томе на Амазоне.

The Art of the Pen: Calligraphy from the Court of the Emperor Rudolf II на Амазоне

Nature Illuminated: Flora and Fauna from the Court of Emperor Rudolf II на Амазоне

An Abecedarium: Illuminated Alphabets from the Court of Emperor Rudolf II на Амазоне

Другие красивые книги у меня в разделе art books

Книга про современные шрифты и типографику

Посты и marinni про миниатюры Хофнагеля.

искусство

Previous post Next post
Up