Лоботомия для красивой куклы.

Jul 12, 2017 02:34

Оригинал взят у see_dreams в Лоботомия для красивой куклы.
Этой женщине пришлось пережить столько, что хватило бы на десяток жизней. С вершины славы, обладая головокружительным успехом и будучи кинозвездой с миллионами поклонников, она рухнула прямо в ад, где подвергалась самым изощренным врачебным пыткам и чудовищным экспериментам. Эта обладающая фантастической внешностью женщина вынуждена была перенести лоботомию и умереть в одиночестве и в страшных мучениях. Ее имя - Френсис Фармер




Фрэнсис Фармер родилась в Сиэтле 19 сентября 1913 года в семье Эрнеста Мелвина Фармера и Лиллиан Ван Орнум Фармер. Мать, эксцентрично пропагандирующая коммунизм, отличалась сильным и несколько истеричным характером. Впоследствии именно она поспособствует очередному упрятыванию Френсис в психиатрическую клинику. Слабохарактерный отец же никогда своей жене не возражал. А начиналось все очень хорошо. Маленькая Фрэнсис с детства была одарённым ребёнком и, ещё обучаясь в школе, стала лауреатом конкурса сочинений, за что получила премию в размере $100. В середине 1930-х годов, будучи ещё студенткой драматического отделения Вашингтонского университета, Фармер неоднократно принимала участие в различных студенческих театральных постановках, среди которых «Елена Троянская» и «Дядя Ваня». Поездка в СССР В 1935 году она вновь привлекла к себе внимание, выиграв студенческий конкурс в газете «The Voice of Action». Призом стала поездка в Советский Союз и, несмотря на странные протесты матери-комунистки (возможно, ее возмутило то, что на родину коммунизма едет ее дочь, а не она сама), Фармер всё же отправилась в поездку с желанием посетить МХАТ. После этого Френсис неоднократно подвергалась нападкам и обвинениям в симпатии к коммунизму и атеизму.





Летом 1935 года, после возвращения из СССР, Фрэнсис решила серьёзно заняться актёрской карьерой и для этого перебралась в Нью-Йорк. Там она познакомилась с агентом из Paramount Pictures, который вскоре устроил ей тестирование на студии. Фармер удачно показала себя на пробах, и ей был предложен семилетний контракт, подписав который Фармер отправилась в Голливуд. Её кинодебют состоялся в 1936 году в картине «Слишком много родителей», на съёмках которой она познакомилась со своим будущим мужем актёром Лейфом Эриксоном, за которого в том же году вышла замуж. К концу 1936 на экраны вышел фильм «Ритм на кручах», где Фармер снималась вместе с Бингом Кросби, а также картина «Приди и возьми это», в которую Фармер попала благодаря продюсеру Самуэлю Голдуину. Все эти киноработы принесли начинающей актрисе большую популярность и публика приняла её как новую кинозвезду.






Говорят, что душевные болезни подкрадываются постепенно. Именно так это произошло с Френсис. Никто не становится истеричкой и не начинает неадекватно себя вести после первой же неудачи или колкого замечания. Но постепенно нарастающее недовольство в сочетании с вспыльчивым характером сыграло свою роковую роль. Френсис Фармер с самого начала не была полностью удовлетворена своей карьерой. Ей казалось, что студия «Paramount Pictures» специально навязывает ей свои роли и всегда отказывает ей в собственном выборе, пытаясь подавить её становление как успешной кинозвезды. На всё это Фрэнсис постепенно стала реагировать все более бурно, часто вступала в конфликты с продюсерами, пытаясь отстоять свою точку зрения. Она отказывалась посещать голливудские вечеринки и почти не контактировала с другими звёздами. В прессе тех лет информации о Фармер почти не было, и лишь изредка появлялись колкие статьи, в которых актрису обвиняли в безвкусном и старомодном выборе одежды.



Несмотря на оглушительный успех в кино, в театре жизнь Френсис совершенно не задалась. В 1937 году, надеясь повысить свою репутацию в качестве серьёзной актрисы, она покинула Голливуд и отправилась на восточный берег с целью принять участие в летних театральных постановках. Там Фрэнсис привлекла к себе внимание режиссёра Гарольда Клурмана и драматурга Клиффорда Одетса, которые пригласили её в местную театральную группу, где Фармер вскоре появилась в постановке «Золотой мальчик». Её игра сначала совершенно не впечатлила публику, а журнал «Time» и вовсе заявил, что эта роль не для неё. Несмотря на это постановка стала крупным театральным хитом, а после начала турне в 1938 году, критики от Вашингтона до Чикаго давали восторженные отзывы. За время сотрудничества Фрэнсис Фармер и Клиффорда Одетса у них начался роман, несмотря на то, что Одетс был женат на Луизе Райнер, и у Фармер был муж. После того как они расстались, а театральная группа выбрала другую актрису для выступлений в Лондоне, Фармер решила, что её предали, а всё предыдущее время просто использовали, чтобы сделать постановку успешной. Фармер вновь вернулась в Голливуд на «Paramount Pictures», где по контракту в течение трёх месяцев каждого года должна была сниматься в кино. В остальное время, свободное от киносъёмок, она продолжала периодически играть в театре, но последующие её два появления на Бродвее не имели большого успеха.


Говорят, что женский алкоголизм неизлечим и протекает более тяжело, чем мужской. Все это Френсис доказала на собственной шкуре - она из тех людей людей, которым алкоголь категорически противопоказан, так как провоцирует их на самые некрасивые поступки и вызывает практически мгновенное привыкание. С тех пор, как она пристрастилась к выпивке, все пошло наперекосяк. Это стало началом конца. Начиная с 1939 года, из-за её капризного поведения на работе и участившегося алкоголизма, её репутация стала сильно падать. Фармер всё же по-прежнему часто предлагали хорошие роли, но когда дело доходило до съёмок, и актриса проявляла свой нетерпимый характер, продюсеры отказывались от неё. Фрэнсис перестала появляться в главных ролях, а в 1942 Paramount Pictures и вовсе разорвал с ней контракт. Вдобавок ко всему в том же году распался её брак с Лейфом Эриксоном. 19 октября 1942 года полиция Санта-Моники задержала Фрэнсис Фармер за езду в нетрезвом виде, а также за последовавшее оскорбление правоохранительных органов. Она была на сутки взята под арест, а затем приговорена к штрафу в $500 и 180-дневному тюремному заключению. Фармер тут же заплатила $250 и была условно освобождена. К январю 1943 Фрэнсис так и не заплатила оставшуюся часть штрафа, а вдобавок на неё поступила жалоба от парикмахера киностудии, согласно которой актриса выбила ему челюсть. Эти действия привели к тому, что актриса вновь оказалась под арестом.






На утро после ареста Фармер обвинила полицию в нарушении её гражданских прав, запустила в судью чернильницу и потребовала адвоката. Её немедленно приговорили к тюремному заключению в 180 дней и под крики и нападки на полицейских вынесли из зала. Это всё не прошло незамеченным и стало главной новостью в прессе. В тюрьме Фармер пробыла недолго и вскоре, благодаря её свояченице, работавшей депутатом в местном округе, была переведена в Центральный госпиталь Лос-Анджелеса, где у неё диагностировали маниакально-депрессивный психоз. Согласно свидетельству: «Находясь под действием амфитаминов, Френсис затеяла драку и была арестована. На следующее утро, она была направлена в психиатрическую клинику. Врач - психиатр, с которым она отказался сотрудничать, позднее заявил, что она "страдает маниакально-депрессивным психозом, который лишь предзнаменование раннего слабоумия"». На следующий день, Frances Farmer была переведена в санаторий для актеров кино Crescenta. В течение последующих семи лет Френсис была загнана в ловушку: жестокое обращение психиатров, унижение, инсулиновые атаки, которые разрывали тело, и убивали мозг. Она не была больше способна вести самостоятельную жизнь. Шизофрения, как и было сказано Во время её обследования в санатории Кимбол в Сан-Фернандо, Фармер был поставлен диагноз шизофрения и применена шоковая инсулиновая терапия, на что её семья не давала согласия. Ей сделали в общей сложности 90 инсулиновых шоков. Когда она попыталась сбежать, психиатры в карательных целях вновь применили ЭСТ, чтобы сломить её дерзкий, бунтарский характер. Это не сделало её «примерной пациенткой», и они применили «гидротерапию» - раздевали Френсис донага и погружали в ванну с ледяной водой на шесть-восемь часов. А когда её ввели наркотиками в ступор, так что она не могла оказать никакого сопротивления, санитары насиловали её или одалживали как секс-куклу солдатам: «Одним из самых ярких воспоминаний некоторых ветеранов этой психушки была картина изнасилования пьяными солдатами Френсис Фармер, которую держат санитары».



Спустя девять месяцев, проведённых в санатории, Фрэнсис удалось оттуда бежать и, преодолев путь в 32 км, она добралась до дома своей сестры. После того как мать Фрэнсис узнала о применённых к дочери процедурах, она приехала в Лос-Анджелес и начала долгую юридическую борьбу с целью получить полное опекунство над ней. Хотя психиатры настаивали на продолжении лечения, Лиллиан Фармер удалось выиграть в этом деле, и в сентябре 1943 года она с дочерью вернулась в Сиэтл. Но это не стало выходом из ситуации, и в течение шести месяцев, проведённых в родительском доме, Фармер постоянно проявляла агрессию в отношении матери, и ей пришлось вновь упрятать дочь в одну из клиник в штате Вашингтон. Там к Фрэнсис применялась электросудорожная терапия, и по истечении трёх месяцев она была признана полностью вылечившейся. Спустя некоторое время Фармер отправилась с отцом в город Рино в штате Невада, чтобы повидаться с тётей. Но во время этой поездки сбежала и, после длительных путешествий на попутках, была арестована за бродяжничество в калифорнийском городе Антиох. В мае 1945 по рекомендации матери Фрэнсис снова отправили в клинику, где она провела последующие пять лет.



Последний врач-психиатр, лечивший Фрэнсис - Уолтер Фримен, проводивший свои опыты в лечебнице, где находилась актриса. Хирург провел транслоботомию, воздействуя на участок мозга, контролирующий волю и эмоции человека, после чего сознание актрисы совершенно поменялось. Психиатр Уолтер Джей Фримен разработал новую технику, при которой не требовалось сверлить череп пациента, и назвал ее «трансорбитальная лоботомия». С подачи Фримена и Джеймса Уоттса как сама процедура, так и название «лоботомия» стали более распространены. Свою первую лоботомию он провёл, используя в качестве обезболивания электрошок. Он нацеливал зауженный конец хирургического инструмента, напоминающего по форме нож для колки льда, на кость глазной впадины, с помощью хирургического молотка пробивал тонкий слой кости и вводил инструмент в мозг. После этого движением рукоятки ножа разрывались волокна лобных долей головного мозга. Это причиняло необратимый ущерб мозгу. Фримен утверждал, что процедура устранит из «душевной болезни» пациента эмоциональную составляющую. Первые операции проводились с помощью настоящего ножа для колки льда.





Впоследствии Фримен разработал для этой цели специальные инструменты - лейкотом, затем - орбитокласт. Лоботомию делала только законченным психам, так как она превращала человека в овощ, лишённый эмоций. Вот и Френсис Фармер не смогла восстановить свои способности. Она поняла, что психиатры «систематически разрушали то единственное, за что она только и могла держаться в жизни: веру в свой творческий дар». В марте 1950 года Фармер покинула клинику и под опекой матери вернулась в Сиэтл. Там она устроилась в прачечную в отеле «Олимпик», том же месте, где в 1936 её чествовали на мировой премьере фильма «Приди и возьми это». В 1953 году, по истечении 10 лет после ареста, Фрэнсис Фармер была восстановлена в своих гражданских правах




Все,кто встречал Френсис после лоботомии говорят, что ее личность кардинально изменилась. Это уже не была кинозвезда, излучающая свет и красоту и переносящая этот свет и эту красоту на экран - это была потерявшаяся женщина, пытающаяся найти себя, ухватиться за отголоски былой славы, но сохранившая свой плохой характер. В 1951 актриса вышла замуж за Альфреда Х. Лобли и переселилась в калифорнийский город Эврика, где в течение трёх лет анонимно жила и работала секретарём на фотостудии, пытаясь прийти в себя. В 1957 году она познакомилась с телевизионным промоутером Леандом С. Майкселлом, вместе с которым вскоре уехала в Сан-Франциско. Там она вновь подогрела к себе интерес публики и спустя год вернулась на театральную сцену. В 1958 году она развелась с Лобли и вышла замуж за Майкселла. В том же году Фармер появилась в эпизодах нескольких телесериалов, в том числе в «Студии один» и «Театре 90», и исполнила свою последнюю роль в кино, снявшись в картине «Paramount Pictures» «Кайфолом». В 1958 году на телевидении стартовало её собственное шоу «Фрэнсис Фармер представляет», которое имело большой успех и долгое время сохраняло одну из первых позиций на телеэкранах. Тем не менее, к 1964 году, после развода с Майкселлом, её поведение вновь стало неуправляемым, и её шоу было закрыто, завершив тем самым её карьеру на телевидении. Фармер опять вернулась в театр, но год спустя, после очередного ареста за езду в нетрезвом виде, Фармер завязала с актёрской карьерой навсегда. После этого она пыталась начать собственный бизнес вместе с другом Джином Рэдклифом, но из-за проблем с законом лицензию так и не получила. Последние годы жизни Фрэнсис Фармер провела одна, почти забытая. Она скончалась от рака 1 августа 1970 года в небольшом городке Фишерс в штате Индиана, в возрасте 56 лет, сломленная духом и в нужде.







Судьба этой красивейшей актрисы и после смерти продолжала будоражить умы людей - особенно творческих личностей, чей неустойчивый характер ведет их по той же тонкой грани между безумием и нормальной жизнью. В 1982 году на экраны вышел фильм «Фрэнсис», повествующий о трагической судьбе актрисы. Главную роль в нём исполнила Джессика Лэнг, а Ким Стэнли сыграла в картине её мать. Обе актрисы были номинированы на премию «Оскар»: за лучшую женскую роль и лучшую женскую роль второго плана соответственно. У группы Nirvana есть песня «Frances Farmer Will Have Her Revenge On Seattle» (рус. Фрэнсис Фармер отомстит Сиэтлу). Вдобавок к этому Курт Кобейн и Кортни Лав были большими поклонниками актрисы, и на их свадьбе Кортни была в платье, ранее принадлежавшем Фармер. Фрэнсис Фармер упоминается в песне «Ugly Little Dreams» британского дуэта «Everything but the Girl». Песня «Lobotomy Gets 'Em Home» группы «The Men They Couldn’t Hang» посвящена пребыванию Фрэнсис Фармер в психиатрической клинике. Милен Готье сменила свою фамилию на Фармер в знак уважения к актрисе.




Источник - женский онлайн журнал *LADY forever*: http://lady-forever.ru/publ/izvestnie_zhenshini_mira/frensis_farmer_shizofrenija_eshhe_nikogda_ne_byla_takoj_krasivoj/7-1-0-1969
Previous post Next post
Up