Оригинал взят у
badcube в
История одного корабля. Последние дни Калипсо![](http://ocean-media.su/wp-content/uploads/2015/07/article_hero_image-full.jpg)
Калипсо было самым известным океанографическим исследовательским судном за всю историю. Это было не просто судно - это постоянный спутник знаменитого французского исследователь Жака Ив Кусто. Корабль и его капитан прошли более 1 млн морских миль от Красного моря и Амазонки до Антарктики и Индийского океана.
"Калипсо" появилась на свет в 1941 году, причем, по проекту она - минный тральщик Британских Королевских ВМС. Спроектирована и построена компанией «Ballard Marine Railway Company» (Сиэтл, Вашингтон, США). Относилась к классу кораблей BYMS - British Yard Minesweeper Mark 1 Class Motor Minesweeper. Заложена 12 августа 1941 года под заводским обозначением BYMS-26, спущена 21 марта 1942 года.
В войну честно занималась разминированиями на Средиземном море. Благодаря деревянному корпусу и довольно маломощному компактному мотору, на нее почти не реагируют мины-"магнитки", а значит, возможна работа на самых сложных типах заграждений. В ремонт попала один раз - в 1944 году, на Мальте. После войны в 1947 году передана из военного флота в гражданский и служила почтовым ботом на Мальте и острове Гоцо (Огигия).
![](http://parnasse.ru/upload/comments/d51f11215cfed33b843a05715a3ddc37.jpg)
В это время еще молодой исследователь океанских глубин Жак Кусто занялся подбором корпабля для экспедиций. И уговорил одного ирландского богатея спонсировать приобретение и переоборудование такого корабля. Ирландцу, миллионеру и бывшему члену парламента Томасу Лоэлю Гиннессу "Калипсо" попалась на глаза на каком-то средиземноморском курорте. Томас выкупил бот у английской почты, переоборудовал и сдал в аренду французским водолазам... за символический франк в год, попросив при этом о двух одолжениях: не афишировать его благотворительность и больше не лезть с предложениями о спонсорстве.
![](http://parnasse.ru/upload/comments/5a55b88c74a4819d9b622c53dab09846.jpg)
При модернизации в экспедиционное судно "Калипсо" получила комплект водолазного оборудования с надувным катером обеспечения, съемный контейнер-вертолётник с посадочной площадкой и одним вертолётом, научное оборудование, отсек для подводного наблюдения, несколько батискафов типа "ныряющее блюдце и мини-субмарин, в том числе - радиоуправляемых беспилотных, и пару водяных мотоциклов. В придачу к кораблю Томас купил для Кусто большой белый гидросамолет типа "Каталина", который на борту не помещался и летал за "Калипсо" своим ходом.
Но сегодня все, что осталось от корабля, это скелет корабля на берегу в портовом городе Конкарно, на побережье Бретань на Западе Франции.
Трудно признать то, что мы сейчас видим его с тем, что мы видели в превосходных фильмах и телевизионных программах начала и середины 1990 годов. В те годы «Калипсо» был иконой экологического движения за сохранение и информировании чудес и уязвимости Мирового океана. Путешествия на Калипсо сделали мировую славу команде Кусто, синонимом морской романтики, будь то исследования окена, поиск акул или затонувших кораблей.
![](http://ocean-media.su/wp-content/uploads/2015/07/DMITRY-KOSTYUKOV-NYT.jpg)
То что осталось от Калипсо. Concarneau, France, June 3, 2015. (Dmitry Kostyukov/The New York Times)
Жак Ив Кусто как во Франции, так и во всем мире является первым океанографов и защитником окружающей среды. Однако он был на столько же ученым, как и шоуменом, понимая что для того, чтобы получить финансирование на дальнейшие исследования нужно открыть океан для широкой аудитории.
В своем завещании в 1997 году Жак Ив Кусто оставил небольшие, но четкие указания как нужно содержать корабль, который сопровождал его практически 40 лет.
![](http://ocean-media.su/wp-content/uploads/2015/07/Calypso4.jpg)
Подъем Калипсо.
В 1996 «Калипсо» был в сингапурской гавани, когда сухогруз случайно протаранил ее, «Калипсо» затонуло и легло на дно. Потребовалось несколько дней, чтобы поднять Калипсо на поверхность и еще время, чтобы отбуксировать его во Францию.
В судьбе "Калипсо" эта дата 11 января 1996 года стала роковым днем. В гавани Сингапура корабль пролежал две с лишним недели прежде, чем его подняли на поверхность и отбуксировали во Францию. Некоторое время корабль провел в порту Марселя, а спустя два года, в 1998-м, уже после смерти Кусто его переправили в Морской музей в Ла-Рошеле на западе Франции.
Некоммерческая экологическая организация, созданная еще самим командором, Cousteau Society задалось целью восстановить лодку после смерти Кусто. Там были судебные иски и споры, которые оставили эту возможность, а лодку предоставили ветру и времени.
![](http://ocean-media.su/wp-content/uploads/2015/07/calypso1.jpg)
Минный тральщик британских ВМС. 1947 год. Будущей Калипсо.
“Очень грустно видеть, что никто не стал ее покровителем, - сказал Pascal Bladier-Chassaigne, управляющий директор Ассоциации морских и речных акваторий, называя судно, как “легендарное” и “знаковое” для Франции.
В 2014 году ассоциация признала Калипсо как часть морского культурного наследия, но еще не национальным памятником государства, которое дала бы ему шанс на финансирование со стороны правительства Франции.
![](http://ocean-media.su/wp-content/uploads/2015/07/Kalipso-na-holste-raboy-spodvizhnika-ZH.I.-Kusto-Andre-Labana..jpg)
Калипсо на холсте работы сподвижника Ж.И. Кусто Андрэ Лабана.
"Пренебрежение - это неудивительно", - сказал Жерар Д»Aboville, капитан PlanetSolar, научно-исследовательского судна на солнечных панелях по телефону из Венеции, где сейчас находится PlanetSolar. - "Мы являемся страной, где у морского наследия существуют серьезные трудности. У Калипсо шансы на спонсорство со стороны правительства уменьшилась так же как слава его отступает в прошлое" - отметил он - "Если вы спросите у подрастающего поколения во Франции, они не знают об этом".
Нерешенная судьба Калипсо поднимает вопросы о том, что будет, когда это новаторский для своего времени корабль достигает конца своей трудовой жизни. Практика утилизации - измельчения лодки на куски - поражает многих как болезненное оскорбление корабля с такой историей.
![](http://ocean-media.su/wp-content/uploads/2015/07/6323s.jpg)
Калипсо на марках
Никто не говорил о такой страшном варианте, когда корабль прибыл в Конкарно на реставрацию в 2007 году. Толпы людей наводнили набережную, чтобы увидеть как его отбуксировали в порт. Cousteau Society раздавало красные колпаки типа тех которые носил командор Кусто, и люди аплодировали.
![](http://ocean-media.su/wp-content/uploads/2015/07/756_arrivee-calypso-a-concarneau-remorquee-par-l-hercule12-oct_1807347.jpg)
Прибытие Calypso в Concarneau, на буксире l’Hercule 12 oct 2007
“Когда мы узнали, что нам удалось получить заказ на ремонт Калипсо, это было встречено с великой радостью и гордостью”, - вспоминает Бруно Quillivic, заместитель начальника порта в Конкарно, имея в виду верфь военно-морской службы Piriou, одной из крупнейших судостроительных верфей Франции.
Все шло хорошо, изначально. Но к началу 2009 года, Cousteau Society решило, что стоимость ремонтных работ были неадекватными и прекратило оплаты. Piriou перестал работать на лодке и началась долгая серия судебных исков.
Судья вынес решение в пользу Piriou, обязав Cousteau Society оплатить судостроителю 273 000 евро ($300,000) и вывезти Калипсо из дока в Конкарно . Верфь Piriou объявило, что если в этом году Общество Кусто не вывезет Калипсо из дока к середине марта, то Калипсо выставят на торги.
![](http://ocean-media.su/wp-content/uploads/2015/07/La_calypso_vue_densemble.jpg)
Калипсо на верфях
Дата прошла, продажа не состоялась. Нет такого города или страны, которая выкупила б Калипсо. В Cousteau Society сообщили, что они ведут переговоры с Океанографическим музеем в Монако, с которым тесно сотрудничал Жак Ив Кусто долгие годы. По информации от Cousteau Society вдова Жака Ив Кусто - Франсин, не желает компенсировать затраты и комментировать ситуацию по кораблю.
![](http://ocean-media.su/wp-content/uploads/2015/06/4c.jpg)
На причале в Конкарно, на верфях, и среди рыбаков, практически нет спора о том как проявить уважение к Калипсо: он должен быть отправлен на дно океана.
Жак Scavennec, 70, моряк однозначно считает , что: “Калипсо должно быть потоплено на 3,000 метровой глубине и хватит разговоров об этом”, - сказал он.
![](http://ocean-media.su/wp-content/uploads/2015/07/Kapitan-Kusto-i-ego-Kallipso.png)
Капитан Кусто и его Калипсо
В 2016 году стало известно, что Франсин Кусто, ее ближайшие помощники по ассоциации активно разыскивали средства для спасения корабля. И у них получилось. Как следует из официального коммюнике, команде Кусто удалось "объединить ряд щедрых и весьма заинтересованных международных меценатов", которые согласились полностью финансировать проект.
Первым делом, была покрыта задолженность перед компанией "Периу". Следующим этапом станет/стала транспортировка "Калипсо" в Италию, а если конкретно в Геную, где намечено практически заново воссоздать корабль, на что уйдет минимум полтора года. Ну а после "Калипсо" выйдет на океанские просторы, чтобы продолжить дело великого гуманиста, посвятившего свою жизнь защите планеты, сохранению ее для грядущих поколений.
Большей информации у меня о судьбе легендарного корабля, к сожалению, нет.
Подготовлено по материалам СМИ.